Меню Рубрики

Режим дня при близорукости

  • Симптоматика близорукости
  • Причины близорукости
  • Как заметить близорукость у ребенка
  • Стадии близорукости у человека
  • Как выявить близорукость
  • Как восстановить близорукость
  • Упражнения для глаз при близорукости
  • Видео по теме

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Близорукость — это офтальмологическое заболевание, при котором человек не может очень хорошо различать предметы, он видит их в размытом состоянии. Также близорукость называют миопией.

Как видит человек, который страдает миопией

Близорукость: лечение, диагностика

В случае близорукости, лучи света проходят с помощью преломления обычной среды глаза помощью роговицы, и в свою очередь хрусталик сосредотачивается не на сетчатке, а перед ней. Таким образом вы не можете видеть сфокусировано изображение.

Близорукость – нечеткое искажение предметов зрительным аппаратом человека.

Проявляется близорукость следующим образом:

  1. Слезотечение повышенное.
  2. Нарушенное зрение (сумеречное).
  3. Дискомфорт в глазах.
  4. Боль в глазах.
  5. Головная боль.

Миопия у человека появляется из-за неправильной оптической силы в системе глаз и его длины, а именно:

  • Длительная работа за компьютером;
  • неправильное освещение в доме;
  • чтение в транспорте и т.д;
  • слабые аккомодационные мышцы;
  • перенапряжение аккомодационных мышц;
  • повышенное преломление лучей роговицы или хрусталика глаза;
  • удлиненная форма глазного яблока.

Очень важно следить за состоянием и качеством зрения в детском возрасте, если своевременно не заметить близорукость, возможны неприятные последствия.

  1. Нарушается сумеречное зрение.
  2. Трудно ориентируется на улице.
  3. Головная боль.
  4. Быстрая утомляемость.
  5. Прищуривает глаза.

Необходимо ежегодно проходить осмотр у офтальмолога чтобы своевременно выявить проблему и решить ее.

Близорукость у детей

Мы различаем три степени близорукости, а именно:

  1. Высокая степень от 6D;
  2. Средняя степень от 3,20 до 6D;
  3. Слабая степень до 3

Степень и развитие близорукости зависит от размера глазного яблока в длину. Когда глазное яблоко удлиняется, острота зрения снижается.

Слабая степень близорукости характеризуется удлинением глазного яблока на 1-1,5 мм. При слабой степени близорукости человек может видеть предметы, но немного в размытом состоянии.

Средняя степень близорукости может менять длину глазного хрусталика от 1 мм до 3 мм. При средней степени близорукости зрительный аппарат переживет стресс, так как сосуды и сетчатка терпят изменения. Зрение снижается, человек может хорошо видеть только на расстоянии от 15 до 35 сантиметров.

Высокая степень близорукости видоизменяет и удлиняет глазное яблоко от 3 мм и более. При данной степени близорукости сильно утончаются оболочки и сосуды сетчатки.

Как выглядит норма близорукости

Важно своевременно выявить и грамотно диагностировать болезнь, во избежание неприятных последствий.

Существует разновидность близорукости:

В том случае, если при строении тканей плода могут передаться дефекты синтеза белка и ткани ослабевают, в результате ребенок получает наследственную близорукость.

Данный вид очень редко можно наблюдать при рождении, до 2% детей могут получить миопию при рождении, когда глазное яблоко изначально увеличено.

В том случае, если качество зрения снижается каждый год на одну диоптрию мы получаем прогрессирующую близорукость. Более распространена среди детей школьного возраста. При нарушении аккомодации зрительный аппарат может снижать качество зрения.

Возможная нехватка полезных питательных веществ для организма, которая влияет на функционирование зрительного аппарата, может привести к близорукости.

Игнорирование первых симптомов близорукости может привести к осложнению.

Постоянное напряжение глаз и непрерывная работа за компьютером это угроза для вашего зрения.

Существует немало методов по выявлению миопии, а именно:

  1. обследование зрительного нерва;
  2. обследование поля зрения;
  3. обследование формы роговицы;
  4. обследование преломляющей силы роговицы;
  5. обследование внутренних структур глаза;
  6. измерение остроты глаза;
  7. измерение рефракции;
  8. обследование внутриглазного давления.

В зависимости от метода выявления близорукости, будет назначаться соответствующее лечение.

Отличие близорукости от других заболеваний

Лечить близорукость можно с помощью коррекции, ее цель ослабить преломляющую силу аппарата, что бы картинка была сфокусирована на центральную область сетчатки.

Медицине на сегодняшний день известно не менее 25 методов коррекции зрения. Один из самых популярных это очки для глаз, которые часто можно заменить линзами. Важно отметить, что эти способы не лечат, а удерживают ваше зрение в норме.

Лечение близорукости может зависеть от ее степени и прогрессивности, от этого зависит тактика лечения. Возможно исправление контактными линзами или очками, или в другом случае лазерной коррекцией, рефракционной хирургией, заменой хрусталика или имплантацией факичных линз.

Единственным противопоказанием к проведению лазерной коррекции может быть прогрессирующая близорукость.

Профилактика во избежание прогрессирования близорукости заключается в следующем:

  1. Делайте гимнастику для глаз, закрывая глаза и двигая зрачками с угла в гол, или поморгав, достаточно нескольких раз на день.
  2. Следите за освещением рабочего места.
  3. Контролируйте свое питание, чтобы получать необходимые витамины.
  4. Контролируйте режим зрительных нагрузок.
  5. Проводите больше времени на свежем воздухе.
  6. Больше двигайтесь.
  7. Посещайте офтальмолога.

Уже с детского возраста все больше и больше людей начинают страдать снижением зрения. Проявляется близорукость в том, что предметы на дальнем расстоянии становятся расплывчатыми, нечеткими. Вблизи же такой проблемы не возникает. Офтальмологи называют это заболевание органа зрения «миопией».

20% школьников, начиная с семилетнего возраста, страдают миопией. В студенчестве этот процент возрастает в два раза.

  1. Наследственность считает важнейшим фактором, провоцирующим развитие у ребенка миопии. Так, если отец и мать страдают близорукостью, то в 50% случаев у ребенка к совершеннолетию также начнет развиваться это заболевание глаз.
  2. Большие зрительные нагрузки. Этот фактор способствует развитию миопии со школьной скамьи. Зачастую в этот период, еще и связанный с интенсивным ростом ребенка, снижается зрение.
  3. Сосудистые болезни, способствующие появлению нарушенного кровообращения в глазах.
  4. Дефицит витаминов вызывает также снижение зрения. Особенно это касается недостатка витамина А.

Существует несколько методик по улучшению зрения при близорукости. Результат имеет прямую зависимость от степени миопии. При несильном снижении зрения эффективными являются упражнения, в ходе которых тренируются мышцы глаз. Рассмотрим основные методы.

Это самый известный метод корректировки зрения. К сожалению, ношение очков не способствует восстановлению зрения. Современные специалисты считают, что очки могут даже повышать степень миопии, так как мышечная работа глаза ослабевает, и это дает сигнал мозгу, что в поддержании тонуса мышц глаза нет никакой необходимости. Очки к тому же мешают расслаблению поперечных мышц, напряжение которых также способствует прогрессированию миопии. То же самое относится и к ношению контактных линз.

К аппаратным методам, способствующим улучшению зрения, относят физиотерапию и применение компьютерных технологий. Чаще к таким методам прибегают для коррекции зрения у детей, так как в таком возрасте связи, возникающие между работой мозга и работой органов зрения, еще только образуются. Именно этот фактор позволяет остановить процесс развития близорукости у детей.

Аппаратные методы используются и для взрослых. Методики позволяют уменьшить спазмы аккомодации, улучшить работу нервной системы, способствовать повышению кровообращения в сетчатке.

Лазерная коррекция показана людям, страдающим разными степенями миопии. С помощью лазера происходит воздействие на роговицу глаза, что приводит к мгновенному восстановлению зрения.

Фоторефрактивная кератэктомия Близорукость до -6 дптр., астигматизм до -3 дпт., дальнозоркость до +3 дптр. Бесконтактный метод, безболезненность, быстрота операции Лазерный кератомилез (LASIK) Близорукость до -15 дптр. Щадящий метод,

восстановление зрения за сутки,

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

возможность корректировки сразу обоих глаз

Укреплению глазных мышц способствует регулярная тренировка глаз. Рассмотрим наиболее известные и эффективные:

  1. Приподнять голову и зажмурить оба глаза, чередуя с их открыванием. Каждое действие длится 5 сек и повторятся 8 раз.
  2. Быстрое моргание с чуть приподнятой головой в течение 2 минут.
  3. Стоя глядеть в течение пары секунд перед собой, а затем вытянуть кисть и без отрыва смотреть на отведенный большой палец 5 сек. Сделать 10 повторов.
  4. Расположить выпрямленную руку напротив глазных яблок и смотреть на указательный палец. Подносить этот палец все ближе к глазам в медленном темпе, при этом не отводя взгляд. Делать 10 повторов.
  5. Стоя держать взгляд на указательном пальце вытянутой правой руки на протяжении 6 сек.Прикрыть ладошкой левый глаз. Дальше — снова двумя глазами. Прикрыть ладошкой правый глаз и продолжать смотреть на палец. Повторять 8 раз.
  6. Без поворота головы следует смотреть на указательный палец отведенной вправо руки. Дальше плавно переместить палец влево без отрыва взгляда. Так же повторять с другой рукой. Повторять 10 раз.
  7. Сидя обеими руками массировать по кругу прикрытые глаза. Продолжать массаж одну минуту.

Все эти упражнения направлены на повышение кровотока в тканях глаз, уход напряженности и укрепление мышц глаз.

Травяной сбор. Готовится смесь из травы очанки, репешка, земляничного листа, толокнянки, сосновых иголок, цетрарии. В пол литра воды засыпается пару ложек смеси и варится на слабом огне не более десяти минут. Принимать следует перед едой по 80 мл.

Настойка лимонника. Плоды заливаются водкой и ставят в затемненное место на десять дней. Процеживают и принимают натощак по 40 капель пару раз в день натощак.

Клюква. Эта ягода богата витаминами, необходимыми для укрепления зрения. Клюква заметно повышает остроту зрения, если употреблять ее по половине стакана. Хорошо действует на орган зрения и морс из этой ягоды или клюква, смешанная с медом.

Рябина. Свежий рябиновый сок, смешанный с медом, принимать по 70 мл на протяжении месяца. 3 раза в году можно проводить этот курс.

Настойка алоэ с травами. Листья алоэ выдержать в холоде 10 дней и измельчить. Смешать с лепестками василька и очанки, добавить 300 г меда. Протомить смесь с красным вином с помощью водяной бани. Далее массу процеживают, наливают в стеклянную емкость и хранят в холодильнике. Натощак принимают по 15 мл перед каждой трапезой.

  1. Отдых для глаз. При длительной нагрузке на глаза следует делать отдых, так как глазные мышцы находятся в сильном напряжении. Это способствует пересыханию роговицы, жжению в глазах, что повышает риск развития миопии. Работать с нагрузкой на глаза следует на протяжении сорока минут, затем делать перерыв. Школьникам не рекомендуется проводить более полутора часов за телевизором и компьютером.
  2. Дистанция. Книга, монитор, тетради должны располагаться на расстоянии 30 см от глаз. Чем ближе глаза к объекту, тем более напряжены их мышцы, что приводит ухудшению зрения.
  • Правильное положение. Привычка читать лежа, а также в транспорте, приводит к чрезмерному утомлению глаз. Особенно такое чтение вредно для детского возраста, когда зрительный аппарат еще полностью не сформировался.
  • Осанка. При работе с компьютером спину нужно держать как можно более прямой. В школе ежегодно по нескольку раз следует менять место расположение детей за партами, так как ребенок привыкает видеть только под одним углом.
  • Освещение. Освещение при зрительной работе должно быть достаточным. Дома рабочий стол следует располагать справа от окна. Занавески должны хорошо пропускать солнечные лучи. Вечером нужно включать настольную лампу.
  • Защита от ярких солнечных лучей. В яркие летние дни следует пользоваться темными очками, которые препятствуют напряжению зрачков.
  • Правильное питание. Для хорошей работы зрительного аппарата в рационе должны быть максимальное количество овощей, зелени, рыбы, молочных продуктов. При дефиците некоторых элементов возможно снижение зрения.
  • Регулярные тренировки для глаз. Нетрудные упражнения, проводимые ежедневно, значительно снижают риск появления миопии, поскольку эффективно расслабляют, тренируют глазные мышцы, улучшая питание глаз и их кровоснабжение.
  • К развитию миопии приводят чаще всего повышенная нагрузка на глазной аппарат и наследственный фактор. Начиная со школьного возраста риск возникновения близорукости растет с каждым годом. Лечение проводится по назначению офтальмологов, включающее упражнения для глаз, аппаратную терапию, коррекцию зрения с помощью очков. Большой популярностью стал пользоваться метод лазерной коррекции, который восстанавливает зрение уже в течение суток. Для предотвращения развития миопии следует придерживаться основных правил, включающих правильно питание с повышенным содержанием в рационе витамина А, цинка, аминокислот, а также чередование режима нагрузки зрительного аппарата с отдыхом. Важно помнить, что миопия может быстро прогрессировать в случаях чрезмерно высокой нагрузки без профилактических мер.

    Под термином астенопия понимают быстрое утомление органов зрения непосредственно в процессе зрительной работы. Подобный дискомфорт в большинстве случаев возникает при длительной фокусировке зрения на определённом объекте, который находится на близком расстоянии.

    Работа зрительного анализатора тесным образом связана с деятельностью световоспринимающего и глазодвигательного аппарата. Астенопия может возникать при воздействии неблагоприятных факторов на функционировании одной из названных структур или обоих сразу. Однако чаще всего поражается глазодвигательный аппарат.

    К основным причинам возникновения данного патологического состояния относят:

    • вождение транспортных средств в условиях недостаточной освещённости (ночь, сумерки);
    • ежедневный продолжительный просмотр телевизора;
    • ношение неправильно подобранных очков;
    • выполнение работы, которая требует постоянного зрительного напряжения и зрительного внимания;
    • чтение в условиях плохого освещения;
    • продолжительная работа за компьютером (даже самые современные мониторы не могут спасти от переутомления);
    • несоблюдение правил гигиены органов зрения (должны чередоваться зрительная работа и отдых, при долгом зрительном напряжении должны выполняться расслабляющие упражнения для глаз);
    • недостаточное освещение пространства, отведённого для выполнения работы.

    Зрительная утомляемость или астенопия имеет достаточно разнообразные симптомы. Однако всё их разнообразие – быстрая утомляемость, чувство песка и инородного тела в глазах, резь, периодическое затуманивание зрения, двоение, слезотечение, головная боль, объединяет то, что все они, в разнообразных сочетаниях или отдельно друг от друга, возникают при определённой зрительной работе и первично все неприятные ощущения возникают именно в глазах.

    Зрительная нагрузка, которая может спровоцировать развитие астенопии, также может быть разнообразной, однако в первую очередь это работа на близких расстояниях: за монитором компьютера – наиболее часто встречаемая причина возникновения данного патологического состояния, чтение, напряжения при езде на транспортном средстве ночью, при выполнении различных профессиональных обязанностей: шитьё, корректировка текста, работа с видеотерминалами.

    Различают несколько видов зрительной утомляемости, в зависимости от причин, которые её вызвали: мышечная, аккомодационная, симптоматическая, астеническая, нервная и смешанная.

    Причинами этого вида зрительной утомляемости являются пресбиопия (возрастные изменения зрения вблизи), не корригированная дальнозоркость, астигматизм.

    В результате эти состояния приводят к напряжению цилиарной мышцы (внутриглазная мышца, при сокращении и расслаблении которой форма хрусталика изменяется, что позволяет человеку видеть хорошо на разных расстояниях).

    Астенопия может развиваться даже в школьном возрасте, однако благодаря росту глазного яблока со временем она может проходить самостоятельно. На это также влияет повышение работы цилиарной мышцы.

    Читайте также:  Программы для исправления близорукости

    У взрослых зрительная утомляемость появляется преимущественно после сорока лет по причине развития возрастного ослабления ближнего зрения (пресбиопии).

    В данном случае симптомы астенопии будут прогрессировать в соответствии с развитием данного патологического состояния.

    При появлении жалоб на быстрое утомление зрительного органа врачом офтальмологом проводится исследование остроты зрения обоих глаз с коррекцией или без неё, а также обязательным исследованием при максимальном расслаблении цилиарной мышцы (данное состояние получило название циклоплегия), при помощи специальных глазных капель.

    Если в результате обнаруживается астигматизм, пресбиопия, дальнозоркость, то последующее лечение данного заболевания будет основываться на использовании контактных линз или очков для коррекции зрения

    Подобные средства назначаются в самые ранние сроки, параллельно решается вопрос о соблюдении рационального режима нагрузок, правильной организации рабочего места, общеукрепляющих мероприятиях.

    Периодических перерывов во время зрительной нагрузки. Детям для постоянного ношения подбираются очки. Взрослым, при высокой, достаточно хорошей остроте зрения вдаль, подбирают специальные очки для чтения и работы на близком расстоянии.

    Причиной этого вида астенопии является напряжение глазодвигательного аппарата мышц (мышц, снаружи прикрепляющихся к глазному яблоку и обеспечивающих его движение).

    При отсутствии коррекции близорукости любая работа на близком расстоянии возможна без непосредственного напряжения цилиарной мышцы, однако, с обязательным сведением обоих глаз или конвергенцией, обеспечивающейся за счёт напряжение всех глазодвигательных мышц.

    В нормальных условиях при работе на близких расстояниях цилиарная мышца всегда напрягается, в результате этого форма хрусталика меняется и на сетчатке происходит формирование чёткого изображения близко расположенных объектов.

    Однако, для получения бинокулярного (объёмного) зрения нужно, чтобы при зрительной работе вблизи каждый глаз получал чёткое, одинаковое изображение, что достигается посредством конвергенции.

    При близорукости по причине несоответствия между напряжением глазодвигательных мышц и расслабленной цилиарной мышцы, появляются симптомы астенопии.

    Узнайте, при каких заболеваниях рекомендуют принимать глазные капли Каталин.

    Какие бывают степени гиперметропии, а также современные методы лечения данного заболевания подробно расписаны в этой статье.

    Гетерофория (скрытое косоглазие) – состояние, при котором при двух открытых глазах не обнаруживается косоглазие, но если один глаз прикрывается, то открытый глаз будет прямо смотреть, а закрытый отклонится при этом в сторону.

    Это происходит по причине того, что из шести мышц, которые прикрепляются к глазному яблоку снаружи и обеспечивают весь спектр его движений, одна или сразу несколько больше развиты, чем остальные.

    Чтобы компенсировать данную разницу остальные мышцы находятся в состоянии избыточного напряжения. Это приводит к более быстрой утомляемости глаз при обычной повседневной зрительной работе, и возникают иные проявления астенопии.

    В данном случае. При закрытии одного глаза зрительное утомление исчезает. При отсутствии лечения через определённое время может развиться косоглазие.

    Для устранения данного состояния назначается оптическая коррекция близорукости. Для того, чтобы избавится от скрытого косоглазия, пациенту назначают процедуры на синоптофоре – человек смотрит в два окуляра, однако видит различные дополняющие друг друга картинки, пытаясь при этом напряжением глазодвигательных мышц соединить их вместе.

    Курс подобных тренировок даёт хорошие результаты, при отсутствии эффекта для коррекции скрытого косоглазия подбираются специальные призматические очки, позволяющие видеть хорошо даже при отклонении одного глаза.

    Астеническая астенопия

    Обычно астеническая астенопия возникает как результат общих заболеваний организма, интоксикаций, инфекционных болезней, чрезмерного физического и умственного перенапряжения, неправильного режима отдыха и труда.

    Это значит, что мерами устранения подобного состояния является лечение общей патологии организма, витаминотерапия, общеукрепляющие мероприятия, рациональный режим отдыха и труда.

    Симптоматическая зрительная усталость проявляется в качестве симптома, который сопровождает некоторые болезни уха, глаза, придаточных пазух носа.

    Иногда данное заболевание бывает первым признаком развивающегося внутриглазного воспаления, так как при этом страдает цилиарная мышца.

    Своевременное и адекватное лечение воспалительного процесса позволит устранить все признаки симптоматической астенопии.

    Диагноз нервная астенопия выставляется только при исключении всех других видов данного заболевания. В данном случае симптомы зрительного утомления возникают как результат невроза, истерии, неврастении. Соответствующая терапия в данном случае назначается психиатром или неврологом.

    Профилактика зрительной утомляемости включает следующие мероприятия:

    • создание хорошей освещённости рабочего места, правильная посадка;
    • соблюдение режима отдыха и работы в отношении зрительных органов;
    • приём специальных витаминно-минеральных комплексов для улучшения зрения, содержащих в своём составе вещество лютеин (например, «Лютеин Комплекс»);
    • применение специальных очков для работы за компьютером, а также увлажняющих капель для глаз;
    • разминание воротниковой зоны и выполнение ежедневных упражнений для глаз.

    источник

    Охрана здоровья в нашей стране — это важнейшая социальная задача, так как гармоничное развитие, физическая крепость обеспечивают высокую работоспособность и активность — качества, необходимые для выполнения любой деятельности:

    • учебной,
    • производственной,
    • спортивной,
    • общественной.

    Человек может и должен сам укреплять свое здоровье и по возможности исправлять ошибки, допущенные природой. Всем хорошо известен пример великого русского полководца А. В. Суворова, который рос тщедушным и болезненным мальчиком, но благодаря закаливанию, постоянным физическим упражнениям (бег, плавание, верховая езда, фехтование и др.) сделал свой организм выносливым к тяжелым физическим нагрузкам, к суровым природным факторам, к разного рода болезням. В 1799 г. 70-летний полководец блестяще провел итальянские и швейцарские походы, вместе с солдатами перешел Альпы и вышел из окружения. За свою жизнь русский полководец не проиграл ни одного сражения.

    Более близкий пример. Космонавт Г. Т. Береговой совершил свой полет на корабле «Союз-3», когда ему было почти 50 лет. Отвечая на вопрос о секрете своего «космического» долголетия, он рассказал о том, как вел поединок со своим возрастом и прежним образом жизни. «Я давно догадывался, что человек по натуре немного лентяй, подсознательно он всякий раз стремится делать не то, что нужно, а то, что хочется. Я сказал себе: нужно догнать тех, кто моложе лет на десять с гаком, и всесторонне подготовить себя физически. Еще я сказал себе, что мне этого хочется. Каждый день. Каждую минуту. Всегда». Результаты тренировок удивили даже врачей, настолько эффективными были регулярные занятия физической культурой и спортом.

    Многие думают, что здоровым может себя считать лишь тот, кто не имеет никаких заболеваний. Это мнение глубоко ошибочно. Согласно современному представлению, данному Всемирной организацией здравоохранения, «здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений», т. е. для школьника — это хорошее бодрое самочувствие и настроение, устойчивая работоспособность. Большое значение придается не только отсутствию каких-либо болезненных изменений, но и степени приспособленности организма к условиям среды, его устойчивости к неблагоприятным факторам. В этом огромную роль играет тот образ жизни, который вы ведете и который принят в вашей семье. С каждым годом все больше накапливается данных, указывающих на связь зрительных расстройств с общим состоянием организма и различными заболеваниями. Многие ученые считают, что близорукость не представляет собой изолированное явление, она часто является следствием влияния тех или иных болезнетворных агентов, вызывающих общее ослабление организма. Видимо, ослабленный организм становится более податливым для развития близорукости.

    Социальные достижения и успехи научно-технического прогресса, казалось бы, создали все условия для гармоничного развития личности. Однако эти достижения не всегда нами разумно используются, более того, могут отрицательно влиять на здоровье. Что пользы от хороших условий жизни, достатка продуктов питания, обилия спортивных сооружений и свободного времени, если мы всему остальному предпочитаем малоподвижный, расслабленный образ жизни. Так, комфортные условия в доме (центральное отопление, водопровод, пылесос, стиральная машина и др.) избавляют нас от физического труда; развитие транспорта, наличие автомобиля в семье ведут к нежеланию ходить пешком на работу, отправляться в туристские походы — все чаще семья выезжает за город на машине и останавливается где-нибудь на полянке или опушке леса. Сидеть в театре, сидеть в концертном зале, в кино, сидеть перед телевизором, за шахматной доской, за книгой, сидеть дома с гостями — сидеть, сидеть и сидеть. И даже на стадион большинство идут «болеть», а не бегать, прыгать, играть с мячом на спортивных площадках, т. е. пассивно наблюдать спортивное зрелище, а не участвовать в нем. Такой образ жизни приводит к ограничению двигательной активности, т. е. гипокинезии. Гипокинезия служит почвой для возникновения многих заболеваний, в том числе простудных, или усиления тех незначительных отклонений в организме, которые до поры до времени не давали о себе знать. Физическая культура, спорт, закалка — самые лучшие средства сохранения здоровья. Наука и практика подсказывают, что особенно на первых порах самые простые упражнения и есть самые эффективные. Решающий эффект приносят последовательность и упорство в их применении. Исследования врачей показали, что после занятий физической культурой у школьников возрастает острота зрения, улучшаются и другие зрительные функции.

    Особенно опасен малоподвижный образ жизни для формирующегося организма. Наблюдения гигиенистов говорят о том, что 82—85% дневного времени учащиеся среднего школьного возраста находятся в состоянии относительной неподвижности (сидят). Двигательная активность особенно мала зимой. У школьников, длительно находящихся в условиях низкой двигательной активности, возникает состояние, характеризующееся изменением реактивности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, низкой работоспособностью и выносливостью. Эти школьники отстают в росте и массе тела от своих сверстников, чаще болеют, у них чаще наступает ухудшение зрения. Физическая работа улучшает функционирование многих систем организма, обмен веществ, усиливает вентиляцию легких, кровоснабжение мозга и всех органов и систем организма, в том числе органа зрения.

    Можно правильно сидеть, иметь хорошо освещенное рабочее место, носить очки, но если не соблюдать режим и не заниматься регулярно трудом и спортом, мало двигаться, то польза от этого невелика. Медициной накоплен большой опыт, объясняющий, как сохранить здоровье человека. И каждый из нас должен хорошо знать, что способствует и что мешает сохранению и укреплению здоровья в целом, и зрения как одной из наиболее важных функций человеческого организма. Режим дня некоторые ребята считают надоедливой затеей, неизвестно для чего придуманной педагогами и родителями. А ведь режим — это оптимальная организация жизни, которая поможет не только укрепить здоровье, но и достичь в будущем желанной цели. Все начинается с режима, т. е. определенного распорядка дня: когда вставать, есть, ложиться спать, готовить уроки или помогать по дому и т. д. С умения организовать день, подчинить свои желания режиму даже тогда, когда этого не хочется, начинается формирование вашего характера, воли, становление личности. Выполнение режима дня — задача не легкая, но и не трудная. Она требует главным образом сознательности и настойчивости в выполнении задуманного.

    Есть школьники, которые учатся на четверки и пятерки, много и усердно занимаются, а времени на спорт, труд, прогулки у них не остается. Другие и учатся в основном на тройки, и также ничего не успевают сделать, спать ложатся поздно, в школу приходят вялые, невыспавшиеся. Такие школьники особенно нуждаются в рациональном режиме дня, который поможет выработать у них привычку заниматься, гулять, спать и есть в определенные часы, научит правильно чередовать учебную работу с физическим трудом, дорожить своим временем, воспитает дисциплинированность и аккуратность. А все вместе будет способствовать укреплению здоровья, сохранению зрения и успехам в учебе.

    Правильный режим дня — это такой распорядок жизни, который предохраняет от переутомления, обеспечивает хорошую работоспособность и настроение, укрепляет здоровье. Высокой работоспособности в любом виде деятельности можно достичь, чередуя дело и отдых, бодрствование и сон. Такие колебания в жизнедеятельности человека имеют большое значение. Основной биологический ритм в жизнедеятельности человеческого организма — суточный, и все функции нашего организма изменяются ритмично. Например, ночью температура тела человека самая низкая, к утру она повышается и достигает максимума к 18 ч.

    Работоспособность человека также меняется периодически, при этом физиологи отмечают два главных периода активности: от 9 до 12 ч и от 16 до 18 ч. Вот почему большинство ребят учатся в первую смену, а уроки готовят после 16 ч. В промежутке между этими периодами вы отдыхаете, занимаетесь физическим трудом, спортом, играми, т. е. такой деятельностью, которая по своему характеру противоположна предыдущей. В школе вы занимались умственной работой, подолгу сидели на уроках, во время же отдыха переключитесь на физическую активность, больше двигайтесь. Вы читали и писали, глаза при этом проделывали большую и трудную работу, теперь дайте возможность им расслабиться и отдохнуть.

    Приведем примерный распорядок дня, которого следует придерживаться.

    • Для школьников среднего и старшего возраста занятия в школе составляют 5—6 ч (с. 8.20 до 14.00),
    • домашние задания выполняются в течение 3—4 ч (с 16.00 до 18.30 — 20.00).
    • Между ними (с 14.30 до 16.00) должны быть обед и прогулка, которую желательно сочетать с общественно полезным трудом дома или в школе (уборка территории, участка школы и т. д.) и спортивными занятиями (футбол, волейбол и др.).
    • За уроки следует садиться не позднее16 ч. В этот период, как мы знаем, отмечается второй подъем работоспособности, который позволяет быстрее справиться с домашними заданиями.

    Что касается школьников, занимающихся во вторую смену (с 14.00), то им домашние задания рекомендуется делать утром (с 9.00 до 11.00—12.30). Вечером после школы отмечается снижение функционального состояния всех систем организма, ребятам в это время лучше погулять, заняться физическим трудом, спортом, помочь по дому и т. д.

    После 18.00—19.30 (а для школьников второй смены после 19.00 ч) — свободное время, занятия по интересам: творческая деятельность, чтение, музыка, встреча с друзьями и т. д.; выполнение хозяйственных обязанностей: уборка квартиры, стирка, приготовление ужина и т. д. Ночной сон — с 21.30—22.30 до 7.00.

    День школьника и без того насыщенный должен включить в себя множество различных занятий. Проводить долгие часы у телевизора, без конца слушать диски, валятся с книжкой на диване в ущерб активному отдыху — это значит умышленно наносить вред своему здоровью.

    Повторяющиеся изо дня в день

    • недосыпание,
    • нерегулярное, нерациональное питание,
    • недостаточное пребывание на свежем воздухе,
    • отсутствие в режиме дня трудовой и физической нагрузки

    могут постепенно привести к расстройству здоровья и, следовательно, к ухудшению зрения. От вас самих, ребята, зависит ваше здоровье! Можно, не прибегая к лечению, изменить условия жизни, режим работы и отдыха, питание и тем самым предотвратить многие болезни, поражающие людей в век научно-технического прогресса (сердечно-сосудистые заболевания, расстройства пищеварения, нарушение обмена веществ, ожирение, близорукость, тугоухость и т.д.).

    Читайте также:  Можно ли получить права с близорукостью

    источник

    Миопией страдает каждый третий житель планеты. Частота близорукости среди населения России и стран СНГ не только не имеет тенденции к снижению, но и повсеместно увеличивается.

    Около трети учеников младшей школы страдают близорукостью и носят очки. Профилактика близорукости необходима для сохранения хорошего зрения.

    Если посмотреть на учеников начальной школы, то, как минимум, треть из них будет носить очки. Зрительные нагрузки в школе, всевозможные компьютеры и гаджеты, провоцируют прогрессирование этого заболевания. А вместе с тем, как вы понимаете, растет и число серьезных осложнений, которые напрямую связаны с близорукостью.

    Именно поэтому, профилактика близорукости становится важнейшим инструментом в борьбе с ее осложнениями и сохранением хорошего зрения.

    При сильных нагрузках на близком расстоянии мышцы глаз находятся в постоянном напряжении, провоцируя рост глаза в длину, тем самым, увеличивая близорукость

    Приводим вам ряд конкретных действий, которые необходимы для профилактики миопии у детей с раннего возраста:

    • Первые детские книги должны быть с крупными и четкими картинками, что позволяет избежать зрительного напряжения.
    • Комната ребенка должна быть светлой и хорошо освещенной. Нельзя допускать, чтоб ребенок играл с мелкими предметами, рассматривал картинки или рисовал при слабом освещении.
    • Приучайте ребенка писать, рисовать сидя за столом. При этом обязательно следите за осанкой ребенка. Расстояние от глаз до стола должно быть не меньше, чем расстояние от локтя ребенка до его кисти. Освещение стола должно быть достаточным. Не экономьте на настольных лампах и настенных светильниках.
    • Телевизор не рекомендуется смотреть детям младше 3-х лет. Более страшим деткам разрешается смотреть телевизор не более 30 мин подряд. И расстояние до телеэкрана должно быть не меньше 3-х его диагоналей. Все эти правила касаются и компьютеров.
    • Первые книги для самостоятельного чтения должны быть с крупным шрифтом. Не приучайте ребенка читать лежа и сами не подавайте дурной пример. Если очень хочется почитать перед сном, сядьте в кровати, подложив что-нибудь под спину. Важно, чтоб расстояние до книги было 33-35 см.
    • Не первом году жизни окулист должен осмотреть ребенка в первые три месяца жизни, затем в 6 и 12 месяцев. В годик ребенка обследуют с обязательным расширением зрачков и определением истинной рефракции. Детям из группы риска (миопия у близких родственников, ретинопатия недоношенных и т.д.) возможно потребуются более частые визиты к специалисту.
    • Важно и правильное питание для профилактики близорукости – для глаз полезны витамины А, С, каротин и кальций, содержащийся в молочных продуктах.

    В профилактике близорукости важную роль играет создание комфортных условий для работы и учебы, а также, чередование зрительных нагрузок с отдыхом

    Аккомодация – это процесс, позволяющий глазам фокусироваться на предметах, расположенных как на далеком, так и на близком расстоянии.

    При значительной зрительной нагрузке аккомодационные мышцы находятся в постоянном напряжении. Развивается так называемый спазм аккомодации, который проявляется снижением зрения вдаль, имитируя появление или усиление близорукости. Если вовремя не снять спазм аккомодации, то постепенно развивается истинная близорукость.

    Упражнения и гимнастику для глаз можно выполнять для профилактики близорукости прямо на рабочем месте.

    Существует ряд упражнений для тренировки аккомодации и профилактики развития близорукости, выполнять которые можно даже сидя на рабочем месте. Например, можно рисовать в воздухе глазами различные геометрические фигуры. Наиболее популярна и проверена временем гимнастика для глаз, разработанная известным офтальмологом, профессором С.Э. Аветисовым. Подробнее об этом комплексе упражнений читайте в нашей статье «Гимнастика для глаз».

    Важно знать, что гимнастика для глаз будет эффективной, если ее выполнять регулярно – как минимум дважды в день по 3-5 мин.

    Здоровый образ жизни и активные виды спорта являются важным фактором в профилактике близорукости, особенно бег, плавание и велосипед.

    Офтальмологи очень рекомендуют виды спорта, наиболее подходящие людям, страдающим с близорукостью или в качестве профилактики:

    • Плавание
    • Велосипед
    • Бег
    • Фитнес

    Виды спорта, которые связаны с подъемом больших тяжестей, напротив, увеличивают риск развития и прогрессирования миопии.

    Виды спорта, связанные с постоянным сотрясением головы, например, единоборства, прыжки в воду и т.п., значительно повышают риск развития осложнений близорукости, таких как разрывы и отслойка сетчатки. Вот почему очень важно вовремя проходить регулярные профилактические осмотры при близорукости у врача, включающие осмотр сетчатки с широким зрачком.

    источник

    Так как чаще миопия бывает не врождённой, а приобретённой, и появляется она чаще всего в 4-7 классах школы, ребёнку под руководством родителей и педагогов следует придерживаться некоторых простых правил — профилактика близорукости.

    • Нужно, чтобы школьнику было удобно в работе над уроками: мебель подбирается по росту, ребёнок не должен сутулиться во время выполнения уроков. Книга или тетрадь должны находиться на дистанции не меньше, чем 33 сантиметра от глаз. А освещённость нужно сделать такую, чтобы не напрягались глаза.
    • Расположение источника света слева-сверху. У левшей – справа-сверху. Свет лучше подобрать тёплого оттенка, современные светодиодные лампы позволяют выбрать нужный оттенок без труда. Мощность лампочки в настольной лампе – оптимально 7 или 8 ватт (75 ватт в эквиваленте на лампу накаливания).
    • Научите ребёнка правильной осанке и необходимости 2-3 минутных пауз в занятиях каждые 15-20 минут для отдыха глаз. Для этого нужно просто посмотреть некоторое время в окно, вдаль. Поморгать, посидеть, прикрыв глаза не зажмуривая их. Но не тратить время этого отдыха на посещение сайтов в смартфоне или планшете!
    • Недопустимы сильный наклон или задирание головы.
    • Ступня у сидящего ребёнка должна стоять ровно, опираясь на пол всей своей площадью.
    • Бедро должно почти полностью лежать на стуле – недопустима посадка «на копчик» или на одни ягодицы – в таком положении спина быстро затекает.
    • Угол между бедром и голенью в согнутом колене должен стремиться к 90 градусам. Конечно, нет нужды замерять его транспортиром – примерность угла вполне можно оценить на глаз.
    • При глубокой посадке на сиденье всей площадью ягодиц спина должна плотно касаться спинки стула/кресла. При использовании офисного кресла лучше всего купить также специальную пружинную подкладку под поясничный отдел.
    • Если существующая мебель не соответствует росту ребёнка, нужно подогнать её параметры с помощью удобных подручных средств: в случае излишней высоты стула и невозможности её регулировки под ноги нужно подставить скамеечку или что-нибудь подобное ей. Если высота недостаточна – подложить что-нибудь под сиденье. Лучший вариант – жёсткая плоская подушечка. Оптимальное положение для края стула, когда он на 5-7 см задвинут под стол.
    • Голова опирается на позвоночник, а не искусственно поддерживается мышцами шеи.
    • Лёжа также читать не стоит: если лежать на животе, устаёт шея, если устроиться на спине – быстро устанут руки и плечи, что опять-таки неминуемо скажется на шее. Если читать на боку, глаза будут на разной дистанции от страницы книги, и в таком положении невозможно обеспечить нормальное освещение.

    Для школьников начальных классов время провождения за дисплеем компьютера не должно быть больше 15 минут. Это не шутка и не опечатка!

    Если ребёнку уже больше 10 лет, можно пользоваться 1,5 часа, с обязательными пяти-десятиминутными перерывами каждые 30 минут.

    Расстояние до поверхности экрана рекомендовано не менее 50 см, и желательно, чтобы его оптическая ось совпадала с оптической осью поля зрения или быть чуть выше уровня глаз.

    И не подумайте, что вам предлагают данные позапрошлого века, когда в ходу были электронно-лучевые мониторы-кинескопы в громоздких ящиках корпусов. Нет, речь идёт об ультрасовременных плазменных или LCD-дисплеях.

    Сколько смотреть телевизор? Детям младшего возраста до первоклашек включительно – до 40 минут, тем же, кто старше 7 лет – от полутора до 3 часов в день с обязательными отвлекающими перерывами по 5-10 минут дважды в час. Рекламные паузы для этого вполне подойдут. Расстояние до телевизора рекомендовано не менее двух метров, и притом чем больше экран, тем дальше должен сидеть от него ребёнок.

    Контраст между темнотой комнаты и ярко светящимся экраном абсолютно недопустим даже для взрослых, не говоря уже о детях, поэтому свет в комнате, где идёт демонстрация телепрограмм, обязательно должен быть включен. Устраивание в позе лотоса под самой тумбой с телевизором, со стаканчиком попкорна в руке, должно безжалостно пресекаться. Речь идёт о здоровье вашего ребёнка, вы не забыли?

    Несколько подзабытая опция образования и самообразования, и честь и хвала вам, как родителям и вашему ребёнку, если он читает, притом не из-под палки. Но и тут есть подводные камни: нельзя читать как при недостатке освещения, так и наоборот – при очень ярком свете. Не рекомендуется также читать при нормальном свете у книги, но с темнотой вокруг, как это часто бывает в тёмной комнате с настольной лампой, ориентированной только на страницу с текстом.

    Нужно взять за правило, что на 1 м.кв. поверхности стола должно падать освещение, эквивалентное 15-20 ваттам. Но лучшим освещением будет естественное, от большого окна – главное правильно сесть по нужную сторону от него (правило левши и правши)

    Нельзя читать в транспорте – покачивание и вибрация транспортного средства неминуемо будут уводить участок чтения из поля зрения, глаз будет метаться за ускользающим текстом и мышцы глаза, как и мышцы, управляющие фокусирующим хрусталиком, быстро переутомятся.

    • Как минимум за три часа до отхода ко сну прекратить занятия с большим уровнем физической нагрузки и психоэмоционального возбуждения.
    • Обязательна прогулка на свежем воздухе, хотя бы одна длительностью до часа, и лучше ближе к вечеру(если, конечно, позволяют погодные условия)
    • Идеальный вариант – запись ребёнка в спортивную секцию, где исключены рывковые физические нагрузки (силовые виды спорта, прыжки в высоту или в длину, хоккей, мотоспорт, все виды единоборств, бокс). Желательны циклические нагрузки. Это такие, когда совершаются одни и те же, хотя и разнообразные, движения в одной и той же последовательности. Бег, лыжный спорт и т.п. Цикличность, определённая ритмика как бы программируют организм и глаза на повышение выносливости.
    • Следует обеспечить полноценный сон: в тишине, в затеняемом плотными жалюзи или портьерами помещении.

    Польза и необходимость занятий физкультурой, их пропаганда стали настолько «общим местом», что многие родители отмахиваются от необходимости проводить физические упражнения вместе с детьми. Они или не знают, или намеренно игнорируют тот факт, что деревенские дети, которые за компьютером и учебниками проводят не меньше времени, чем их городские сверстники, в плане физического здоровья и по части остроты зрения далеко их превосходят. Тому способствует сам деревенский уклад с его привычкой к труду на свежем воздухе с малых лет и чётко усвоенному также с малых лет пониманию, что здоровье неотделимо от движения и труда.

    Донести эту истину и для воспитанников и учащихся физико-математических или лингвистических школ, где физкультура часто в загоне – задача родителей этих детей. Ну и, конечно, никуда не деться от личного примера: если у папы в 30 лет пивное брюшко, очки в минус 7 диоптрий и он дымит, как паровоз – что он может предложить в плане примера своему ребёнку?

    Ею часто страдают младшие, до 10 лет, школьники. Для них повышенная нагрузка на глаза непривычна, как старшеклассникам в период подготовки к экзаменам – когда приходится часами идет перед экраном компьютера или читая учебники и конспектируя их). Глаза в этих условиях быстро устают, острота зрения, особенно при попытке разглядывания отдалённых предметов, падает. У человека неподготовленного к такой ситуации возможна даже паника от резкого падения зрения.

    Но ложная близорукость не является необратимой вещью: как только нагрузка на глаза спадает, в чём можно убедиться, отдохнув от занятий 30-40 минут – острота зрения тут же возвращается. Но это симптом уже запредельной усталости, организм даёт вам сигнал, что нужен немедленный отдых!

    • Если началась миопия или есть предпосылки к её возникновению, нужно обеспечить питание с обилием витамина А — масло сливочное, печень говяжья или телячья, яйца, сыр и овощи.
    • Из ягод – незаменима черника, которую сейчас можно купить в крупных магазинах круглый год.
    • Витамин С поставит организму шиповник, цитрусовые и сладкий болгарский перец. Растительные масла, молочные продукты, овсянка и ржаной хлеб добавят в рацион витамин Е. Незаменимы в рационе также и орехи: кешью, грецкие, фундук, арахис.
    • А кабачки, баклажаны, укроп, петрушка и кукуруза добавят нужные для здоровья сетчатки глаза зеаксантин и лютеин.
    • Прекрасно, если ваш ребёнок приучен к употреблению морепродуктов. Морской окунь, угорь, хек, треска, минтай (прекрасная рыба, если её правильно приготовить!), креветки, кальмары, гребешки и мидии принесут молодому организму так нужные ему не только белки, но и биологически-активные вещества, присущие только морским обитателям. Среди них флавониды, отвечающие за прозрачность роговицы.
    • Каротин (или провитамин А), необходимый для остроты зрения. Он есть в моркови, красных и оранжевых перцах и помидорах, персиках, хурме, кураге и облепихе.

    При необходимости, после осмотра, врач-офтальмолог может прописать также комплекс поливитаминов.

    Осмотр у офтальмолога нужно проводить не реже одного раза в год. А при начавшемся ухудшении зрения и чаще. Вовремя назначенное лечение способно как затормозить, так и остановить патологические изменения в глазах. Лазерная коррекция же возможна только по достижении 18 лет, когда организм уже сформировался и прекратился рост мягких тканей головы.

    Следите за чистотой рук ребёнка и пресекайте попытки потереть глаза немытыми руками – так можно занести в глаза опасные глазные инфекции, такие как конъюнктивит или трахома. В солнечную погоду летом или зимой (что часто бывает ещё актуальнее!) приучите ребёнка носить солнцезащитные очки – ультрафиолетовый ожог сетчатки вещь не менее опасная, чем занесённая в глаза инфекция.

    Одна из важнейших функций глаз – так называемая аккомодация. Это возможность и умение глазных мышц фокусироваться на предметы, попадающие в поле зрения на близком и дальнем расстоянии. Возникает она не сразу, являясь плодом долгих спонтанных тренировок и просто созревания этой способности со временем.

    Читайте также:  Как исправить слабую близорукость

    У детей от 2-х до примерно 4-5 лет аккомодация развита очень слабо. Но именно в эти годы многие тщеславные родители начинают помощью новейших психологических и педагогических методик учить детишек чтению и письму – чтобы потом хвалиться перед такими, как они, любителями «понтов». Да, дети часто вполне готовы в таком возрасте к усвоению грамотности, умению писать и читать. Но нагрузка на зрение при чтении и письме, необходимость не только фокусировать глаза на определённый объект, но и ещё водить зрачками вправо-влево, сохраняя фокусировку на странице книги или листе тетради – задача для ребёнка 3-4 лет оказывается непосильной.

    Итог – резкое падение диоптрийного зрения, раннее развитие близорукости. Притом необратимой. А ведь мало кто задумывается о социальном аспекте этой болезни: есть перечень профессий и должностей, где 100% зрение – одно из главных требований. В гонке за сиюминутной славой среди таких же тщеславных, родители лишают своих детей возможного интересного будущего.

    Кроме очков из стекла или пластика, а также контактных линз, улучшить зрение могут и специальные комплексы упражнений для глаз.

    То, что мы вам предложим, должно превратиться в ежедневный ритуал – настолько серьёзно нужно подойти к его исполнению этого комплекса. Упражнения простые, не займут много времени, но действенность их просто фантастическая! По крайней мере, без этих упражнений прогноз по близорукости становится гораздо менее благоприятным.

    1. Нужно представить перед собой, на расстоянии примерно полутора-двух метров, большой, диаметром метра полтора, круг. Нужно пробежаться взглядом по этому кругу сначала по часовой стрелке, потом против неё.
    2. Медленно двигать зрачками. Начала в стороны, затем в пол-в потолок. Потом это же упражнение проделать с закрытыми глазами, также в стороны и вверх- вниз.
    3. Перескакивать взглядом с предмета примерно в полуметре от вас на находящийся в отдалении. Как вариант делать это лёжа у окна, смотря то на облака, то на пальцы вытянутой перед собой руки.
    4. Часто моргать около минуты, не фокусируя взгляд ни на чём конкретном.
    5. Крепко зажмуриться, потом открыть глаза и посмотреть на горизонт.

    Специальный комплекс упражнений для девочек возраста 12-14 лет, у которых близорукость в пределах 3-6 диоптрий, и на этом основании они получили освобождение от общефизкультурных занятий. В эти годы формируется женский организм с его особенностями, и комплекс призван укрепить чисто «женские» мышцы, особенно таза и пояса.

    1. Ходьба на пятках и носках попеременно от полминуты до минуты, с ритмичным, без сбоев, дыханием.
    2. Потягивание. Поднять руки вверх при одновременном глубоком вдохе. Выдох при опускании рук. При вдохе глаза поднять (не задирая головы), при выдохе глаза опускать вниз, рассматривая носки обуви. Упражнение повторяется 6-8 раз.
    3. Ноги вместе, руки опустить. Медленно поднимая руки, свести их ладонями над головой. Потянуться всем телом вслед за руками – вдох. Опустить руки – выдох, принятие исходного положения. Сопровождать взглядом большой палец сначала правой руки, потом левой. Повторить 8 раз.
    4. Положить руки на поясе или сложить их за головой. Как вариант – развести в стороны на ширине плеч. Прогнуть спину, наклониться вперёд, потом вернуться в исходное положение. При наклоне – выдох. В нижней точке наклона делать пружинистое покачивание.
    5. Руки на поясе, ноги пятками вместе. Стоя на одной ноге, сгибать другую в колене и отводить её назад, стараясь достать пяткой ягодицу.
    6. Присесть 3 раза на носках, 3 раза на всю площадь стоп.
    7. Тренировка мышц живота и одновременно – глаз: удобно лечь на спину на ровную упругую поверхность, раскинуть руки и широко разводить и сводить, скрещивая, ноги. Выполняя махи, неотрывно смотреть, провожая взглядом, на кончик большого пальца сначала правой, потом левой ноги. Повторить 6-8 раз.
    8. Согнуть ноги в коленях и подтянуть к груди — выдох. Распрямить – вдох, не отрывая взгляд от коленей. Повторить 6 раз.
    9. Упражнение выполняется с ассистентом, подающим мяч: из исходного положения лёжа на спине захватить резиновый мяч ступнями, перебросить его через себя, не выпуская мяч из поля зрения. Делается 10-12 раз.
    10. Броски мячика в стену или в цель, или партнёру. Мяч из вида не упускать.

    В выходные дни полезны дыхательные упражнения в лесу, в большом, изолированном от центральных улиц, городском парке.

    Для девочек возрастом меньше 12 лет и нагрузка должна быть меньше.

    По окончании занятий замерить пульс. 110-120 ударов свидетельствуют о малой, недостаточной или слишком растянутой во времени нагрузке. 140-150 ударов – нагрузка средняя. Учащение пульса до 150-170 говорит о том, что нагрузка была правильной. Но это касается только детей без пороков сердца или дыхания, так что будьте осторожны.

    1. Надеть прописанные очки и встать от окна в 40-50 см. На уровне глаз поставить на стекле метку размером 5-8 мм.
    2. Посмотреть на метку, а потом перевести взгляд на далёкий предмет на одной линии с этой меткой. Фиксировать взгляд попеременно на метке и на отдалённом предмете в течение 5-7 секунд. Упражнение повторять по 2 раза в день в течение месяца. Если аккомодационная способность глаз за это время не нормализуется, вернуться к выполнению упражнения через 10-12 дней, продолжать до появления положительного результата.
    3. Первые два дня занятия должны быть длительностью не более 3 минут. Следующие два дня – уже можно заниматься тренировкой 5 минут. Во все последующие дни – по 7 минут. Положительные результаты будут обязательно!
    4. После положительных сдвигов хорошо заняться игрой в пинг-понг. Быстрое прыганье целлулоидного мяча взад-вперёд и вправо-влево при соответствующих подачах ещё лучше разовьёт цилиарные мышцы глаза и поможет остановить прогрессирующую близорукость, если она к тому времени имела место. Хотя участия в соревнованиях, если степень миопии уже от минус 6 единиц, лучше избегать – учителя физкультуры в школах имеют на то соответствующие инструкции и полномочия. Но самостоятельные или под руководством учителя занятия спортом нужно продолжать.
    5. Кроме игры в настольный теннис, хорошо помогут в исправлении близорукости т.н. «штрафные» броски мячом в баскетбольную корзину ( прекрасный метод координации движений и оценки на глаз расстояния до объекта, соизмеримое с силой броска), верхние и нижние подачи в волейболе. Хорошо помогают также езда на велосипеде летом, лыжах зимой, пеший туризм, только исключением больших тяжестей в рюкзаке.

    источник

    ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССИРОВАНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

    Правило 1. Любое зрительное напряжение (чтение, рисование, сборка конструктора) должно чередоваться с активным отдыхом (играми, физическими упражнениями).

    Правило 2. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-35 см. (Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние не требует значительного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь. При чтении за столом, всегда нужно использовать подставку для книг.

    Правило 3. Место для занятий должно быть достаточно освещено, находиться у окна, в вечернее время освещение рабочего места лампой не менее 60 ватт с непрозрачным колпаком. Свет должен падать с левой стороны для правшей, для левшей наоборот, освещать только рабочую поверхность, оставляя глаза в тени. Свет всегда должен быть мягким, не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Свет над классной доской (500 люкс) при занятиях всегда должен гореть. Окна в классах не должны быть закрыты занавесками и цветами.

    Правило 4. Правильное положение ребенка при работе за компьютером:

    Не сутулиться.
    Не сидеть, положив ногу на ногу.
    Сохранять прямые углы в локтевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах. При необходимости использовать подставку для ног.
    При работе на клавиатуре не держать руки на весу.
    Следить, чтобы спинка стула поддерживала нижнюю часть спины.
    Отрегулировать высоту стола, кресла, угол наклона и высоту подставки монитора, с учетом того, что центр монитора должен быть на 10-20 см. ниже уровня глаз, а расстояние от глаз до монитора 45-70 см.

    Правило 5. Делать перерыв в занятиях 5-10 минут через каждые 30 минут. При прогрессировании миопии необходимо, чтобы на каждые 20-25 минут зрительной работы приходилось не менее 5 минут отдыха. При близорукости выше 6.0 диоптрий целесообразно сократить время непрерывной зрительной работы до 15 мин, а время отдыха увеличить до 10 мин.

    Правило 6. Не рекомендуется читать / играть лежа, особенно на боку, так как в положении лежа нарушается правильная освещенность, чтение лежа способствует растяжению заднего полюса глаза. При чтении на боку глаза располагаются на разном расстоянии до рассматриваемого объекта, что приводит к зрительной утомляемости.

    Правило 7. Нельзя читать при плохом освещении, в транспорте. Неустойчивое положение книги при движении транспорта затрудняет чтение, побуждает приближать текст к глазам, что способствует их быстрому утомлению.

    Правило 8. Необходимо ограничить время, которое ребенок проводит у телевизора. Расстояние до экрана телевизора должно быть не менее 2,5 м. Чем младше ребенок, тем меньше времени он должен проводить у телевизора. Для детей 3-4 лет оно должно быть ограничено 15-20 минутами, 5-6 лет — не более 30 минут, до 14 лет — не более 1,5 часа, для школьников старших классов — не более 2 часов непрерывной зрительной работы. Комната при этом должна быть освещена.

    Правило 9. Применять простое правило «20 — 20 — 20»: через каждые 20 минут работы за компьютером в течение 20 секунд моргать обоими глазами 20 раз. Такое упражнение существенно улучшает кровоток и облегчает работу глазных мышц.

    Правило 10. Для тренировки остроты зрения, необходимо носить 1-2 раза в день по 30 минут очки с дырочками (перфорационные, очки-тренажеры), или смотреть в них телевизор, можно одевать их при работе с компьютером.

    Правило 11. При работе в очках необходимо снимать их при чтении или письме вблизи и надевать их снова при зрительной работе вдаль (работа с доской и т.д.). Это обеспечивает правильную работу мышц глаз (при близорукости до – 3,0 диоприй).

    Правило 12. Очки для дали должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы каждый глаз видел лишь шесть-семь верхних строк проверочной таблицы, что соответствует 70-100 % зрения. Носить очки для дали следует постоянно, работать ВБЛИЗИ В НИХ НЕЛЬЗЯ!

    Очки для работы подбираются индивидуально в зависимости от степени близорукости наличия астигматизма. Очки для работы подбираются для взрослых на 2,5 диоптрии меньше коррекции для дали, а для детей – на 3диоптрии меньше. При наличии астигматизма сферический компонент уменьшается на 2,5диоптрии, а астигматическая коррекция подбирается для работы вблизи.

    Главное назначение очков — оптическая коррекция. Важнейшее их качество — чистота линз.

    Правило 13. Необходимо исключить зрительные нагрузки за полчаса до сна, т.к. доказано, что спазм аккомодации во время сна не проходит.

    Правило 14. Проводить тренировку на удаление текста от глаз (гимнастика «Зоркость»). Гимнастика выполняется попеременно левым и правым глазами. Для этого одну линзу очков прикрывают «шторкой» из бумаги или ткани. Заниматься гимнастикой следует именно в процессе труда, а не просто в отведенное для этого время. Если близорукость до 4 диоптрий, гимнастикой можно заниматься без очков. Если у учащегося близорукость одного глаза сильнее, чем другого, то и тренировать глаз с более выраженной близорукостью нужно дольше. Линия зрения при чтении и письме должна быть перпендикулярна середине плоскости страницы. Лучше выполнять тренировки со специальной подставкой для книг. Выполнять утром и вечером (см. гимнастику для глаз «Зоркость»).

    ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «ЗОРКОСТЬ»

    Одним из безусловных рефлексов, выработанных в процессе развития человеческого глаза, является тот факт, что импульс на аккомодацию (рассмотреть) и конвергенцию (свести зрительные оси), один. Поэтому, когда мы рассматриваем предмет вблизи, мы аккомодируем и конвергируем одновременно. При работе одним глазом выключается процесс конвергенции, пропорционально разгружается аккомодация, следовательно, зрительные нагрузки снижаются наполовину.

    При близорукости от 2,5 до 4,0 диоптрий гимнастикой «Зоркость» можно заниматься без очков.

    Если близорукость выше, в очках необходимо выполнять все зрительные нагрузки вблизи при хорошем освещении (лампа 60-75 ватт) на максимальном расстоянии и попеременно левым и правым глазами по 20-30 минут каждым. Прикрывать неработающий глаз можно шторкой из бумаги или другого материала. Упражнение лучше делать с подставкой для книг, укрепленной на высоте 15-20 см.

    Вначале текст отодвигается на такое расстояние, когда видно плохо, но читать еще можно. Через какое-то время шрифт текста становится более четким, и тогда подставку с книгой можно отодвинуть еще на несколько миллиметров. Это упражнение надо делать в течение 5 минут. Затем, для того чтобы мышцы немного отдохнули, текст медленно приближается на максимально близкое расстояние на 2-3 минуты.

    В начале тренировок расстояние от глаза до текста обычно не превышает 30 см. В процессе тренировок это расстояние следует довести до 40-45 см. Обычно на это уходит от одного до трех месяцев. Контролировать расстояние можно самому, соблюдая одни и те же условия: освещение (лампа 60-75 ватт) и одинаковый шрифт (газетный).

    Расстояние измеряется линейкой от наружного угла глазницы до текста. Для самоконтроля рекомендуется делать ежедневные записи с указанием даты и расстояния. Если близорукость глаз неодинакова, то худший глаз придется тренировать дольше.

    Задача заключается в том, чтобы максимальное расстояние до текста для обоих глаз стало бы одинаковым. Следует обратить внимание на то, что в таких случаях, читая двумя глазами, необходимо вести контроль расстояния до текста по худшему глазу.

    Как только расстояние достигнет 40-45 см, необходимо проверить зрение у врача и выписать более слабые очки. У некоторых (по разным причинам) это расстояние сразу превышает 40 см. В этом случае необходимо, поработав 1-2 недели, срочно обратиться к лечащему врачу для уменьшения коррекции.

    При очень высоких степенях близорукости и при осложненной миопии, разрешить заниматься гимнастикой может только лечащий врач.

    Практика показала, что при занятиях гимнастикой «Зоркость» близорукость стабилизируется, а в некоторых случаях и уменьшается. Если же начать тренироваться тогда, когда близорукость только началась (промиопия), можно добиться таких результатов, когда очки будут просто не нужны.

    А.П. Цамерян, врач офтальмолог-оптометрист высшей категории, к.м.н. Академик Академии медико-технических наук РФ

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *