Меню Рубрики

Рискует заболеть близорукостью школьник читающий

Задания биологической олимпиады нацелены на выявление и развитие творческого потенциала школьников. Предложенный вариант заданий включает оригинальные задания, вполне доступные школьникам, которые не занимались специальной олимпиадной подготовкой, и такие задания, которые оказывают сильное «сопротивление материалов» даже самым выдающимся профессионалам. Выполнение предложенных заданий требует от учащихся знаний теоретических основ биологии, уровней организации живой природы, признаков живых организмов, общих биологических закономерностей, знаний о многообразии животного и растительного мира. На выполнение заданий отводится 2 астрономических часа (120 минут)

Олимпиада школьников по биологии (школьный тур)

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие только одного правильного ответа. Максимальное количество баллов – 25 (по одному за каждое тестовое задание)

1. После оплодотворения у папоротника развивается

  1. семя
  2. коробочка со спорами
  3. заросток
  4. растение с листьями

2. К видоизмененным побегам относится съедобная часть

3.Однодомными называются растения, у которых на одной особи расположены

1) только тычиночные цветки

2) только пестичные цветки

3) и тычиночные, и пестичные цветки

4. Определите правильную последовательность развития прудовой лягушки

1) оплодотворение → откладывание икры в воду → созревание икринки → выход маленькой лягушки

2) откладывание икры в воду → оплодотворение → развитие головастика → →появление лягушонка

3) оплодотворение→ перемещение икры на сушу → развитие личинки → развитие лягушонка

4) откладывание икры в воду → развитие личинки → развитие лягушонка

5. К перелетным птицам северной части России относится

6. У человека по сравнению с шимпанзе лучше развита

1) пищеварительная система

7. Если поджелудочная железа выделяет недостаточно инсулина, то больному ставят диагноз

8. В результате митоза количество хромосом в новых ядрах:

10. Спорами не размножаются:

11. Изгибы позвоночника обеспечивают человеку

2) амортизацию при передвижении

4) способность лазать по деревьям

12. Белки пищи начинают перевариваться в

13. Баклажан относится к семейству

14. Людям, заболевшим дифтерией, назначают

15. Трение в суставе уменьшается, благодаря:

16. Сходство грибов и животных заключается в:

1) одинаковом строении их клеток

2) одинаковом образе жизни

4) роли в окружающей среде

2) основа наружного скелета членистоногих

3) пигмент в покрове беспозвоночных

4) составная часть целлюлозы

18. Сходство грибов и растений заключается в:

1) одинаковом строении их клеток

2) одинаковом образе жизни

4) роли в окружающей среде

19 . Наибольший ущерб озеру Байкал нанесен:

1) целлюлозно-бумажным комбинатом

20. Рискует заболеть близорукостью школьник, читающий:

3) постоянно в движущемся транспорте

4) книгу, держа ее на расстоянии 25 см от глаз

21.Человек, как биологический вид возник в результате:

2) эволюции органического мира

3) развития способности к труду

4) появления рассудочной деятельности

22. Для растений семейства крестоцветных характерны соцветия:

23. Гидра защищается от врагов с помощью:

24.Репродуктивным органом растения является:

25. Дыхание человека регулируется центром, находящимся в

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантов ответа из 4 возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание)

1. Общими, для грибов и растений, являются следующие признаки:

1) способность к размножению спорами;

2) наличие хорошо выраженной клеточной стенки, включающей хитин;

4) накапливание гликогена, как запасного вещества;

2. Четырехкамерное сердце встречается у представителей классов:

1) костные рыбы; 2) земноводные, 3) пресмыкающиеся; 4) птицы; 5)млекопитающие.

3. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества:

1) калий; 2) кальций; 3) протромбин; 4) фибриноген; 5) гепарин.

4. Хорда сохраняется в течении всей жизни у:

1) окуня; 2) осетра; 3) щуки; 4) миноги; 5) ланцетника.

5. При спокойном выдохе воздух «покидает» легкие, потому что:

1) уменьшается объем грудной клетки;

2) сокращаются мышечные волокна в стенках легких;

3) диафрагма расслабляется и выпячивается в грудную полость;

5) сокращаются мышцы грудной клетки.

6. К хищникам, как правило, охотящихся из засады, относятся

1) волк; 2) рысь; 3) ягуар; 4) гепард; 5) медведь.

7. Бактерии вызывают заболевания:

1) возвратный тиф; 2) сыпной тиф; 3) малярия; 4) туляремия; 5) гепатит.

8. Признаки, отличающие белки от углеводов и жиров:

1) состоят из остатков глюкозы; 2) состоят из аминокислот; 3) откладываются в запас в организме; 4) определяют признаки организма; 5) индивидуальны у каждой особи вида.

9. Железы только внутренней секреции:

1) гипофиз; 2) надпочечники; 3) поджелудочная железа; 4) слюнные железы;

10. Не встречаются в пресных водоёмах представители следующих групп

1) губки; 2) плоские черви; 3) головоногие моллюски; 4) иглокожие; 5) кольчатые черви.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений. С каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить, В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов – 15.

  1. Папоротники – низшие растения.
  2. В жизненном цикле папоротников наблюдается чередование полового и бесполого размножения.
  3. Пресмыкающиеся в своем развитии проходят стадию головастика.
  4. Позвонки грудного отдела соединены между собой подвижно.
  5. Красный костный мозг осуществляет кроветворную функцию.
  6. Железы внутренней секреции выделяют гормоны в полость органов.
  7. По аорте течет венозная кровь.
  8. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
  9. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных
  10. Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
  11. У всех рыб сердце трехкамерное.
  12. Кора больших полушарий головного образована белым веществом.
  13. В коже расположены осязательные рецепторы
  14. У домашних животных головной мозг, как правило, больше чем у их диких предков
  15. В состав плазмы крови входят белки.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов – 5 (по 2,5 баллов за каждое тестовое задание)

1. Установите соответствие между признаком (А-Д) и организмом (1-2), которому он соответствует (2,5 балла)

А) Есть кровеносная система 1) Дождевой червь

Б) Нет промежуточного хозяина в цикле развития 2) Свиной цепень

В) Пищеварительная система отсутствует

Г) Паразитирует в организме животных

Д) Участвует в разложении органических веществ в биоценозе

2. Установите соответствие между органическим соединением (А-Д) и выполняемой им функцией (1-5). (2,5 балла)

  1. Компонент клеточной стенки грибов А) Крахмал
  2. Компонент клеточной стенки растений Б) Гликоген
  3. Компонент клеточной стенки бактерий В) Целлюлоза
  4. Запасной полисахарид растений Г) Муреин
  5. Запасной полисахарид грибов Д) Хитин

Олимпиада школьников по биологии (школьный тур)

Часть I. Максимальное количество баллов – 25 (по одному баллу за каждое тестовое задание)

источник


А1. Клетку растения от клетки животного вы отличите по:

  1. присутствию клеточной мембраны 2) отсутствию ядра 3) присутствию хлоропластов

4) отсутствию митохондрий

А2. Передача наследственной информации от поколения к поколе­нию осуществляется в процессе:

1) роста 2) развития 3) обмена веществ 4) размножения

A3. При выяснении влияния тепла на прорастание семян вы возь­мете для опыта:

  1. одно семя фасоли, поместив его в теплое место
  2. семена пшеницы и фасоли, поместив первые в тепло, а вторые на холод
  3. две группы из 5 семян фасоли каждая, одна из которых будет в тепле, а другая на холоде

4) две группы по 50 семян фасоли каждая, одна из которых будет в тепле, а другая на холоде

А4. Отдел мозга, наиболее развитый у млекопитающих, — это:

  1. мозжечок 2) кора мозга 3) продолговатый мозг 4) средний мозг

А5. Трение в суставе уменьшается благодаря:

1) суставной сумке 2) суставной полости 3) надкостнице 4) суставной жидкости

А6. Рискует заболеть близорукостью школьник, читающий:

  1. лежа 2) мало 3) книгу, держа ее на расстоянии 25 см от глаз 4) постоянно, в движущемся транспорте

А7. Роль продуцента и консумента одновременно может играть пред­ставитель:

  1. инфузорий 2) саркодовых 3) жгутиковых 4) кишечнополостных

А8. Смена экосистем в природе связана с:

  1. разнообразием организмов 2) неспособностью экосистем к саморегуляции

3) изменениями условий среды под влиянием организмов 4) преимущественно с деятельностью человека

А9. Теория эволюции Ч. Дарвина предполагает:

  1. неизменяемость живой природы 2) создание мира творцом 3) изменяемость органического мира

4) наследуемость только полезных признаков

А10. В результате митоза количество хромосом в новых ядрах:

  1. утраивается 2) удваивается 3) уменьшается вдвое 4) не изменяется

All. Вирусы — это:

  1. прокариоты 2) эукариоты 3) неклеточная форма 4) вид бактерий

А12. Естественный отбор в природе направлен на сохранение:

  1. полезных наследственных приспособлений к конкретным ус­ловиям среды
  1. любых ненаследственных изменений
  2. полезных и вредных наследственных изменений
  1. приобретенных в течение жизни полезных приспособлений к конкретным условиям среды

А13. Особи двух разных видов мух, как правило, отличаются друг от друга:

  1. внутренним строением 2) образом жизни 3) способом питания 4) числом хромосом в клетках

А14. В биоценозе органические остатки разлагаются до минеральных веществ:

  1. растениями 2) животными 3) бактериями 4) вирусами

А15. Цифрой 3 обозначен(ы):

  1. вставочный нейрон 2) чувствительный нейрон 3) рецепторы 4) двигательный нейрон

А16. Процесс свертывания крови может нарушиться при недостатке:

  1. натрия 2) магния 3) кальция 4) железа

А17. Контроль за выполнением условных рефлексов осуществляет:

  1. мозжечок 2) гипофиз 3) гипоталамус 4) кора мозга

А18. Сходство грибов и животных заключается в:

  1. одинаковом строении их клеток 2) одинаковом образе жизни 3) типе питания

4) роли в окружающей среде

А19. Стабилизирует работу организма:

  1. парасимпатическая нервная система 2) соматическая нервная система

3) симпатическая нервная система 4) спинной мозг

А20. Во время спортивных соревнований бегун черпает энергию из запасных веществ:

  1. желудка 2) печени 3) почек 4) селезенки

А21. Наибольший ущерб озеру Байкал нанесен:

  1. холодным климатом 2) целлюлозно-бумажным комбинатом 3) животными и растениями

4) землетрясениями

А22. Формирование второго круга кровообращения у животных обес­печило им возможность:

1) перехода к жаберному дыханию 2) перехода к легочному дыханию

  1. упрощения строения сердца 4) снижения интенсивности обмена веществ

А23. Эксперимент И.Ш Павлова с мнимым кормлением собаки (на­ложение фистулы желудка вместе с перерезкой пищевода) до­казал, что:

  1. слюна отделяется рефлекторно 2) существует условный рефлекс на пищу

3) желудочный сок отделяется рефлекторно 4) в этих условиях желудочный сок не выделяется

А24. К бесполому размножению относится:

  1. оплодотворение 2) партеногенез 3) гермафродитизм 4) почкование

Часть 2

В заданиях В1-В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите вы­бранные цифры в порядке возрастания.

В1. Выберите признаки, отличающие клетку животного от бактери­альной клетки:

  1. наследственный материал содержится в ядре клетки 2) образует споры 3) митохондрий нет

4) есть клеточная стенка 5) содержит двойной набор хромосом 6) есть аппарат Гольджи

В2. Выберите признаки, отличающие белки от углеводов и жиров.

  1. Состоят из остатков глюкозы 2) Легко расщепляются в организме 3) Состоят из аминокислот.

4)Откладываются в запас в организме 5) Определяют признаки организма

6) Индивидуальны у каждой особи вида.

В3. Установите соответствие между признаками дождевого червя и широкого лентеца.

A) Есть кровеносная система

Б) Нет промежуточного хозяина в цикле 1) Дождевой червь

B) Пищеварительная система отсутствует

Г) Паразитирует в организме животных 2) Свиной цепень

Д) Участвует в разложении органических веществ в биоценозе

Е) Очень высокая плодовитость

В4.Установите соответствие между особенностями кровеносной сис­темы земноводных и млекопитающих.

A) В сердце смешанная кровь

Б) Сердце четырехкамерное 1) Земноводные

Г) Кровь полностью окисляется в легких 2) Млекопитающие

Д) Кровь недостаточно насыщена кислородом

Е) Между желудочками сердца есть перего­родка

В5. Определите правильную последовательность в развитии папорот­ника, начиная с образования гамет:

A) образование спор Б) прорастание заростка B) оплодотворение

Г) образование листостебельного растения Д) образование гамет

При выполнении задания Вб вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка.

В6. Кровь — это жидкая ткань, состоящая из красных клеток, называемых , бе­лых клеток — _________, и кровяных пластинок — . Жидкую часть крови составляет

__________, в которой растворены минеральные и вещества. Кровь, __________ и тканевая

жидкость образуют внутреннюю среду организма.

  1. — лимфа 5 — соединительная
  2. — лейкоцитами 6 — тромбоцитов
  3. — эритроцитами 7 — органические
  4. — плазма 8 — вода
Читайте также:  Какие виды близорукости бывают

Часть 3

С1. Все клетки собаки содержат 78 хромосом. Только в половых клетках хромосом в два раза меньше. Как можно объяснить этот факт, зная о половом размножении животных?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте и объясните их.

1. Нервная система человека подразделяется на симпатическую и парасимпатическую. 2. Центральный отдел нервной системы состоит из головного и спинного мозга. 3. Единицей строения нервной ткани считается нефрон. 4. Головной мозг находится в мозговом отделе чере­па и состоит из четырех отделов. 5. Спинной мозг выполняет провод­никовую и аналитическую функции. 6. Он состоит из серого и белого веществ. 7. Серое вещество образовано телами нейронов, а белое — их отростками.

Прочитайте текст и выполните задания СЗ—С5.

Наука о механизмах защитных реакций организма называется им­мунологией. У ее истоков стояли Л. Пастер, И.И. Мечников и П. Эрлих. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекци­онных заболеваний. И.И. Мечников разработал фагоцитарную теорию иммунитета. Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлена выработкой защитных белковых веществ (антител). Иммунитет подразделяется на не­специфический и

специфический. Неспецифическая клеточная защитаосуществляется фагоцитами крови, которые поглощают из крови чу­жеродные элементы — мельчайшие твердые частицы бактерий.
Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. В специ­фических иммунных реакциях участвуют Т- и В-лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные бактерии, пересаженные ткани,
а также собственные раковые клетки организма, т.е. участвуют в вы­работке специальных белков—антител, создают специфический кле­точный иммунитет. В-лимфоциты способны нейтрализовать определен­ные антигены, растворяя или склеивая их. Специфический иммунитет
бывает врожденный и приобретенный. При приобретенном иммунитете антитела образуются в течение жизни. При врожденном иммуните­те они имеются в крови от рождения. Антитела, вырабатывающиеся после перенесенного заболевания, создают естественный иммунитет.
Искусственный иммунитет возникает после вакцинации — прививки или введения лечебной сыворотки.

СЗ. Заполните таблицу

Признаки для сравнения Клеточный Гуморальный
Создатель теории иммунитета 1. П.Эрлих
Виды клеток, обеспечивающих иммунитет

Фагоциты 2.
Мишень 3. Антигены
Иммунный ответ Нагноение 4.

С4. Какие важные научные проблемы помогла решить теория им­мунитета и ее практическое применение? Ответ объясните.

С5. Как вы думаете, почему за создание этой теории П. Эрлиху и И.И. Мечникову была присуждена Нобелевская премия в 1908 г.?

А1. Митохондрии мышечной клетки можно увидеть:

  1. в лупу 2) в школьный световой микроскоп 3) в электронный микроскоп 4) невооруженным глазом

А2. Клеточные структуры, образованные ДНК и белком, называют­ся:

  1. аппаратом Гольджи 2) хлоропластами 3) митохондриями 4) хромосомами

A3. Растительная клетка, помещенная в концентрированный рас­твор соли:

  1. набухнет 2) сморщится 3) разорвется 4) не изменится

А4. Запасы белков в клетке образуются в результате:

  1. энергетического обмена вещест 2) пластического обмена вещест 3) роста клетки

4) размножения клетки

А5. Преимущество размножения растений семенами заключается в:

  1. запасе питательных веществ для развития зародыша 2) относительно больших размерах

3) опылении ветром и животными 4) более длительном развитии семенных растений

А6. Если семена снабжены воздушной полостью, то они, скорее все го, распространяются:

  1. человеком 2) животными 3) водой 4) саморазбрасыванием

А7. Развитие половых клеток у человека стимулируется:

  1. внешней средой 2) центральной нервной системой 3) витаминами 4) гормонами

А8.Редуцентами в биоцинозе являются организмы:

1) паразиты 2) вирусы 3) сапрофиты 4) автотрофы

А9. Продуцентом на пшеничном поле будет:

1) полевка 2) пырей 3) ястреб 4) головня

А10. Учение о биосфере создано:

1) Ч. Дарвиным 2) И. Павловым 3) В. Вернадским 4) Ж. Ламарком

All. Синонимом термина «ядерные организмы» является термин:

1) эукариоты 2) прокариоты 3) автотрофы 4) гетеротрофы

А12. Какой функции не выполняют в организме жиры?

1) строительной 2) энергетической 3) терморегуляционной 4) транспортной

А13. Белок в клетке синтезируется:

1) на рибосомах 2) в ядре 3) в лизосомах 4) на гладкой ЭПС

А14. Система организма человека, отвечающая за гуморальную регу­ляцию функций организма, называется:
1) автономной 2) вегетативной 3) эндокринной 4) центральной

А15. Специальность ученого, занимающегося проблемами профилак­тики заболеваний:
1) анатом 2) физиолог 3) генетик 4) гигиенист

А16. Роль фотосинтеза заключается в:

1) обогащении атмосферы углекислым газом

  1. использовании солнечной энергии для биосинтеза белков
  2. образовании органических веществ и кислорода

4) использовании азота для жизнедеятельности растений

А17. Водоросли относят к низшим растительным организмам, потому что у них нет:

1) клеток 2) тканей 3) клеточных ядер 4) наследственного аппарата

А18. На рисунке изображен сустав:

  1. тазобедренный 2) локтевой 3) плечевой 4) коленный

А19. Функция дыхания заключается в:

  1. регуляции процессов синтеза 2) обеспечении организма энергией 3) накоплении запасов питательных веществ 4) активизации гормональной деятельности организма

А20. Определите правильно выстроенную пищевую цепь:

  1. трава — лягушка — жук — уж — орел
  2. орел — лягушка — жук — трава — уж
  3. трава — жук — лягушка — уж — орел
  4. уж — трава — жук — лягушка — орел

А21. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоря­ются:

  1. гормонами 2) ферментами 3) витаминами 4) пигментами

А22. Такие факторы среды, как климат, влажность, газовый состав атмосферы, относятся к:

  1. биотическим 2) антропогенным 3) атмосферным 4) абиотическим

А23. Неправильное переливание крови грозит человеку:

  1. гибелью 2) ухудшением самочувствия 3) изменением наследственных признаков

4) малокровием

А24. Второй круг кровообращения начал формироваться у:

  1. земноводных 2) двоякодышащих рыб 3) моллюсков 4) пресмыкающихся

В1. Выберите признаки, которые можно отнести к преимуществам размножения и распространения семенами:

  1. для образования семян родительское растение тратит много энергии
  2. семена поедаются животными
  3. растения не нуждаются в воде для полового размножения
  4. семенная кожура и питательные вещества окружают зародыш
  5. запасы питательных веществ ограничены
  6. семена образуются в результате полового размножения, что повышает наследственную изменчивость

В2. Выберите признаки мейоза.

  1. В результате деления количество хромосом в клетке остается прежним.
  2. Процесс завершается в результате одного деления.
  3. В результате деления образуется 4 ядра.
  4. Процесс проходит два этапа деления.
  5. Процесс обеспечивает рост и развитие организма, его бесполое размножение.
  6. Процесс обеспечивает образование гамет и половое размноже­ние организма.

В3. Соотнесите процессы пищеварения, происходящие в желудке и тонком кишечнике.

Процессы пищеварения Место протекания

А) Всасывание воды и минеральных веществ

Б) Всасывание аминокислот 1) Желудок

В) Расщепление и всасывание липидов 2) Тонкий кишечник

Г) Начало расщепления белков

Д) Обработка пищи соляной кислотой

Е) Обработка пищевого комка желчью

В4. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками.

A) Основной строительный материал клетки

Б) Большинство является ферментами 1) Нуклеиновые кислоты

B) Несут генетическую информацию

Г) Синтезируются в ядре клетки 2) Белки

Д) Синтезируются на рибосомах

В5. Установите правильную последовательность прохождения пищи через пищеварительную систему:

A) глотка Б) пищевод B) ротовая полость Г) желудок Д) тонкий кишечник Е) двенадцатиперстная кишка Ж) толстый кишечник

При выполнении задания В 6 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка.

В6. Все цветковые растения относятся к отделу растений и включают два класса ______________и _____________. Отличительная особенность этих растений — наличие у них ______________развивающегося из _____________цветка. Поэтому они занимают господствующее положение в раститель­ном мире.

  1. — семенных 2 — покрытосеменных 3— однодольные 4 — двудольные 5 — двудомные

б — плода 7 — завязи

С1. Чем можно объяснить, что многоклеточные растения состоят из нескольких видов тканей?

С2. Найдите ошибки в тексте и объясните их.

1. Сердце человека — это трехкамерный мышечный орган. 2. Оно помещается в околосердечной сумке из соединительной ткани, внутри которой находится жидкость, уменьшающая трение при сокращениях. 3. Сердечная мышца сильнее развита в правом желудочке, так как он качает кровь по большому кругу кровообращения. 4. Между левым и правым желудочками находится неполная межжелудочковая перего­родка, поэтому кровь в большом круге кровообращения смешанная.

Прочитайте текст и выполните задания СЗ-С5.

^ Высшая нервная деятельность

Под высшей нервной деятельностью понимают деятельность выс­ших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих более совершенную приспособленность животных и человека к условиям среды. Основой высшей нервной деятельности у млекопитающих яв­ляется кора головного мозга вместе с подкорковыми ядрами передне­го мозга. Всю совокупность рефлексов И.П. Павлов разделил на две группы: условные и безусловные. Одинаковые безусловные рефлексы характерны для всех особей вида. Они имеют постоянные рефлектор­ные дуги. Эти рефлексы осуществляются в ответ на соответствующие непосредственные раздражители — пищу, нехватку воздуха, боль и т.д. и контролируются спинным мозгом и стволом головного мозга вместе с его подкорковыми ядрами.

Условные рефлексы индивидуальны. Они приобретаются живот­ным и человеком в течение жизни вместе с определенным опытом. Эти рефлексы не имеют готовых рефлекторных дуг. Они непостоянны и осуществляются на любое воспринимаемое организмом раздражение. Формируются на базе безусловных рефлексов. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга. Для образования условных реф­лексов необходимо сочетание во времени двух раздражителей — без­различного (условного), например свет, звук, предмет, и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс (например, пища). Условный сигнал должен предшествовать безусловному сигналу. Под­крепление условного сигнала безусловным должно быть неоднократным и в отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей.

СЗ. Прочитайте текст и сравните признаки условных и безусловных рефлексов, заполнив таблицу.

Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов

Признаки для сравнения Безусловные

рефлексы

Наследуемость 1. 2.
Контролирующие структуры 3. 4.
Специфичность

(для кого характерны)

5. 6.
Длительность существования рефлекторных дуг 7. 8.

С4. Каким образом вы будете вырабатывать у собаки условный реф­лекс на команду «сидеть»? Опишите ваши действия и объясни­те их.

С5. Чем можно объяснить то, что люди, блестяще владеющие ино­странным языком, могут через несколько лет его забыть? Дока­жите ответ, пользуясь текстом задания СЗ.

А1. Географическим критерием вида является его:

  1. Биогеоценоз 2) ареал 3) экологическая ниша 4) биосфера

А2. Книгу «Рефлексы головного мозга» написал:

  1. И.П. Павлов 2) И.И. Мечников 3) И.М. Сеченов 4) Н.И. Пирогов

A3. Запас энергии в клетке обеспечивают молекулы:

  1. Аминокислот 2) РНК 3) ДНК 4) АТФ

А4. Человек как биологический вид возник в результате:

  1. социальной эволюции 2) эволюции органического мира 3) развития способности к труду

4) появления рассудочной деятельности

А5. Переваривание пищевых частиц и удаление отмерших клеток происходит в организме с помощью:

  1. аппарата Гольджи 2) эндоплазматической сети 3) лизосом 4) рибосом

А6. Создание и развитие эволюционной теории Ч. Дарвина было воз­можно только вместе с признанием:

  1. неизменяемости органического мира 2) изменяемости органического мира

3) возникновения жизни путем божественного творения 4) всех указанных идей

А7. Ткань, обеспечивающая размножение клеток растения, называ­ется:

  1. механической 2) основной 3) образовательной 4) проводящей

А8. Азот, необходимый растительному организму, усваивается им:

  1. из воздуха 2) благодаря организмам-продуцентам 3) благодаря деятельности бактерий

4) синтезируется внутри организма растения

А9. Какой цифрой обозначена двигательная зона коры мозга?

  1. 2 2) 1 3) 4 4) 3

А10. При вегетативном размножении растений количество ДНК в до­черних клетках:

  1. Удваивается 2) остается прежним 3) уменьшается вдвое 4) уменьшается вчетверо

A11. К паразитическим круглым червям относится:

  1. дождевой червь 2) широкий лентец 3) острица 4) белая планария

А12. Двухслойные многоклеточные животные с лучевой симметрией образуют тип:

  1. плоских червей 2) моллюсков 3) кольчатых червей 4) кишечнополостных

А13. Отдел мозга, обеспечивающий координацию движений, называ­ется:

  1. ствол 2) мост 3) мозжечок 4) кора мозга

А14. Энергия, необходимая для работы мышц, вырабатывается в ос­новном в процессе;

  1. фотосинтеза 2) синтеза белков 3) окисления белков 4) окисления глюкозы

А15. При дальнозоркости изображение возникает:

  1. перед сетчаткой 2) на сетчатке 3) за сетчаткой 4) на поверхности стекловидного тела

А16. Колебания барабанной перепонки уха передаются непосредст­венно:

  1. слуховым косточкам 2) слуховым рецепторам 3) в слуховой нерв 4) в овальное окошко
Читайте также:  Что означает близорукость и дальнозоркость

А17. Наибольшую работу мышцы штангиста на тренировке выполня­ют при:

  1. предельных нагрузках 2) малых нагрузках 3) минимальных нагрузках 4) средних нагрузках

А18. Артериальное давление у человека измеряют с помощью:

  1. манометра 2) тонометра 3) фонендоскопа 4) барометра

А19. Нормальным для человека 20—40 лет считается давление:

  1. 100/80 мм рт.ст. 2) 140/100 мм рт.ст. 3) 120/70 мм рт.ст. 4) 160/120 мм рт.ст.

А20. При понижении уровня гемоглобина в крови нарушится процесс:

  1. синтеза белков 2) снабжения организма кислородом 3) всасывания питательных веществ

4) свертывания крови

А21. Болезнь, которую раньше называли чахоткой, — это:

  1. туберкулез 2) дифтерия 3) ангина 4) пневмония

А22. В моче здорового человека не должно быть:

  1. солей натрия 2) мочевины 3) солей калия 4) белков

А23. Длительность нормальной беременности у человека равна:

  1. 40 неделям 2) 60 неделям 3) 30 неделям 4) 20 неделям

А24. Наследственные заболевания у человека передаются:

  1. вместе с любыми хромосомами организма 2) вместе с половыми хромосомами

3) только по женской линии 4) только по мужской линии

В1. Выберите железы только внутренней секреции:

  1. гипофиз 2) надпочечники 3) поджелудочная железа 4) семенники 5) слюнные железы

6) щитовидная железа

В2. Выберите участки большого круга кровообращения:

  1. легочная артерия 2) верхняя полая вена 3) аорта 4) правый желудочек 5) сонная артерия

6) легочная вена

В3. Соотнесите процессы, происходящие в легких и тканях человека при газообмене.

Процессы Место протекания

газообмена

  1. Диффузия кислорода в капилляры альвеол

Б) Выход углекислого газа из крови

  1. Образование оксигемоглобина 1) Легкие

Г) Диффузия углекислого газа из клеток в 2) Ткани кровь

Д) Диффузия кислорода в клетки

Е) Образование карбоксигемоглобина

В4. Соотнесите доказанные положения эволюционной теории с не­доказанными.

A) Мир изменяем 1) Доказаны

Б) Организмами наследуются только полезные 2) Не доказаны признаки

B) Приобретенные в течение жизни признаки
наследуются

Г) Приспособленность организмов относительна

Д) Организмы приспособлены только к опреде­ленным условиям среды

Е) В природе действует естественный отбор

В5. Определите хронологическую последовательность биологических открытий:

  1. клеточное ядро Б) световой микроскоп В) клетка Г) электронный микроскоп

Д) эндоплазматическая сеть

При выполнении задания Вб вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка.

В6. Насекомые представляют собой наиболее высокоорганизованный___________ типа __________.Большинство насеко­мых обитают на суше. Немало их живет в ___________ водах. Многие насекомые летают. Все они дышат ___________. В теле насекомых различают_________, грудь, несу­щую пары ног и____________ . Покровы на­секомых являются скелетом и состоят в основном из .

  1. — класс 8 — голову
  2. — позвоночных 9 — три
  3. — членистоногих 10 — четыре
  4. — соленых 11 — брюшко
  5. — пресных 12 — внутренним
  6. — жабрами 13 — наружным
  7. — трахеями 14 — хитина

С1. В чем заключается отличие между искусственным и приобре­тенным естественным иммунитетом?

С2. Прочитайте текст «Ожог» и найдите в нем предложения, в ко­торых содержатся биологические ошибки.

1. Ожог — это повреждение тканей под воздействием пара, хими­ческих веществ, электрического тока, солнечных лучей. 2. Различают три степени ожогов. 3. При ожогах первой степени участок кожи по­крывается пузырями. 4. Их необходимо вскрыть и наложить лечебную повязку. 5. При ожогах третьей степени участки кожи омертвевают и иногда обугливаются. 6. На пораженный участок в этом случае на­кладывают стерильную сухую повязку и немедленно отправляют в больницу.

Прочитайте текст и выполните задания СЗ—С5.

^ Прокариотические и эукариотические клетки

Электронный микроскоп выявил фундаментальные отличия меж­ду эукариотическими и прокариотическими клетками. Предполагает­ся, что прокариотические (бактериальные) клетки возникли раньше эукариотических. Бактериальным клеткам присущи все жизненные функции, но у них нет окруженных мембраной органелл, имеющих­ся в эукариотических клетках, а именно: митохондрий, эндоплазматического ретикулума, хлоропластов, лизосом и комплексов Гольджи. Самое же важное их отличие заключается в том, что у них нет и окруженного мембраной ядра. Именно этот признак является решаю­щим при делении клеток на прокариотические и эукариотические. У прокариот есть лишь нуклеарная область, мембраной не окружен­ная. Прокариотическая ДНК представлена одной свернутой кольцевой молекулой. В отличие от ДНК, содержащейся в хромосомах эукариот, ДНК прокариот связана лишь с очень небольшим количеством белка. Рибосомы в прокариотических клетках имеются, но они здесь мельче, чем в цитоплазме эукариотических клеток.

У прокариотических клеток имеются клеточные стенки несколько иного химического состава, чем у прокариотических клеток, и клеточные мембраны. Однако внутренние мембраны примитивны. Некоторые из них участвуют в образовании клеточной стенки, а некоторые, как у фотосинтезирующих бактерий, содержат хлорофилл. Вакуолей с кле­точным соком у прокариотических клеток нет, нет и пищеварительных или сократительных вакуолей, которые присутствуют в эукариотических клетках животных.

Сравнительная характеристика прокариотических и эукариотических клеток

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

А1. Клетку растения от клетки животного вы отличите по:

1) присутствию клеточной мембраны 2) отсутствию ядра 3) присутствию хлоропластов

А2. Передача наследственной информации от поколения к поколе­нию осуществляется в процессе:

1) роста 2) развития 3) обмена веществ 4) размножения

A3. При выяснении влияния тепла на прорастание семян вы возь­мете для опыта:

1) одно семя фасоли, поместив его в теплое место

2) семена пшеницы и фасоли, поместив первые в тепло, а вторые на холод

3) две группы из 5 семян фасоли каждая, одна из которых будет в тепле, а другая на холоде

4) две группы по 50 семян фасоли каждая, одна из которых будет в тепле, а другая на холоде

А4. Отдел мозга, наиболее развитый у млекопитающих, — это:

1) мозжечок 2) кора мозга 3) продолговатый мозг 4) средний мозг

А5. Трение в суставе уменьшается благодаря:

1) суставной сумке 2) суставной полости 3) надкостнице 4) суставной жидкости

А6. Рискует заболеть близорукостью школьник, читающий:

1) лежа 2) мало 3) книгу, держа ее на расстоянии 25 см от глаз 4) постоянно, в движущемся транспорте

А7. Роль продуцента и консумента одновременно может играть пред­ставитель:

1) инфузорий 2) саркодовых 3) жгутиковых 4) кишечнополостных

А8. Смена экосистем в природе связана с:

1) разнообразием организмов 2) неспособностью экосистем к саморегуляции

3) изменениями условий среды под влиянием организмов 4) преимущественно с деятельностью человека

А9. Теория эволюции Ч. Дарвина предполагает:

1) неизменяемость живой природы 2) создание мира творцом 3) изменяемость органического мира

4) наследуемость только полезных признаков

А10. В результате митоза количество хромосом в новых ядрах:

1) утраивается 2) удваивается 3) уменьшается вдвое 4) не изменяется

1) прокариоты 2) эукариоты 3) неклеточная форма 4) вид бактерий

А12. Естественный отбор в природе направлен на сохранение:

1) полезных наследственных приспособлений к конкретным ус­ловиям среды

2) любых ненаследственных изменений

3) полезных и вредных наследственных изменений

4) приобретенных в течение жизни полезных приспособлений к конкретным условиям среды

А13. Особи двух разных видов мух, как правило, отличаются друг от друга:

1) внутренним строением 2) образом жизни 3) способом питания 4) числом хромосом в клетках

А14. В биоценозе органические остатки разлагаются до минеральных веществ:

1) растениями 2) животными 3) бактериями 4) вирусами

1) вставочный нейрон 2) чувствительный нейрон 3) рецепторы 4) двигательный нейрон

А16. Процесс свертывания крови может нарушиться при недостатке:

1) натрия 2) магния 3) кальция 4) железа

А17. Контроль за выполнением условных рефлексов осуществляет:

1) мозжечок 2) гипофиз 3) гипоталамус 4) кора мозга

А18. Сходство грибов и животных заключается в:

1) одинаковом строении их клеток 2) одинаковом образе жизни 3) типе питания

4) роли в окружающей среде

А19. Стабилизирует работу организма:

1) парасимпатическая нервная система 2) соматическая нервная система

3) симпатическая нервная система 4) спинной мозг

А20. Во время спортивных соревнований бегун черпает энергию из запасных веществ:

1) желудка 2) печени 3) почек 4) селезенки

А21. Наибольший ущерб озеру Байкал нанесен:

1) холодным климатом 2) целлюлозно-бумажным комбинатом 3) животными и растениями

А22. Формирование второго круга кровообращения у животных обес­печило им возможность:

1) перехода к жаберному дыханию 2) перехода к легочному дыханию

3) упрощения строения сердца 4) снижения интенсивности обмена веществ

А23. Эксперимент И. Ш Павлова с мнимым кормлением собаки (на­ложение фистулы желудка вместе с перерезкой пищевода) до­казал, что:

1) слюна отделяется рефлекторно 2) существует условный рефлекс на пищу

3) желудочный сок отделяется рефлекторно 4) в этих условиях желудочный сок не выделяется

А24. К бесполому размножению относится:

1) оплодотворение 2) партеногенез 3) гермафродитизм 4) почкование

В заданиях В1-В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите вы­бранные цифры в порядке возрастания.

В1. Выберите признаки, отличающие клетку животного от бактери­альной клетки:

1) наследственный материал содержится в ядре клетки 2) образует споры 3) митохондрий нет

4) есть клеточная стенка 5) содержит двойной набор хромосом 6) есть аппарат Гольджи

В2. Выберите признаки, отличающие белки от углеводов и жиров.

1) Состоят из остатков глюкозы 2) Легко расщепляются в организме 3) Состоят из аминокислот.

4)Откладываются в запас в организме 5) Определяют признаки организма

6) Индивидуальны у каждой особи вида.

В3. Установите соответствие между признаками дождевого червя и широкого лентеца.

A) Есть кровеносная система

Б) Нет промежуточного хозяина в цикле 1) Дождевой червь

B) Пищеварительная система отсутствует

Г) Паразитирует в организме животных 2) Свиной цепень

Д) Участвует в разложении органических веществ в биоценозе

Е) Очень высокая плодовитость

В4.Установите соответствие между особенностями кровеносной сис­темы земноводных и млекопитающих.

A) В сердце смешанная кровь

Б) Сердце четырехкамерное 1) Земноводные

Г) Кровь полностью окисляется в легких 2) Млекопитающие

Д) Кровь недостаточно насыщена кислородом

Е) Между желудочками сердца есть перего­родка

В5. Определите правильную последовательность в развитии папорот­ника, начиная с образования гамет:

A) образование спор Б) прорастание заростка B) оплодотворение

Г) образование листостебельного растения Д) образование гамет

При выполнении задания Вб вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка.

В6. Кровь — это жидкая __________________ ткань, состоящая из красных клеток, называемых________________________________ , бе­лых клеток — _________, и кровяных пластинок — _______________________________ . Жидкую часть крови составляет

__ __________, в которой растворены минеральные и вещества. Кровь, __________ и тканевая

жидкость образуют внутреннюю среду организма.

1 — лимфа 5 — соединительная

2 — лейкоцитами 6 — тромбоцитов

3 — эритроцитами 7 — органические

С1. Все клетки собаки содержат 78 хромосом. Только в половых клетках хромосом в два раза меньше. Как можно объяснить этот факт, зная о половом размножении животных?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте и объясните их.

1. Нервная система человека подразделяется на симпатическую и парасимпатическую. 2. Центральный отдел нервной системы состоит из головного и спинного мозга. 3. Единицей строения нервной ткани считается нефрон. 4. Головной мозг находится в мозговом отделе чере­па и состоит из четырех отделов. 5. Спинной мозг выполняет провод­никовую и аналитическую функции. 6. Он состоит из серого и белого веществ. 7. Серое вещество образовано телами нейронов, а белое — их отростками.

Прочитайте текст и выполните задания СЗ—С5.

Наука о механизмах защитных реакций организма называется им­мунологией. У ее истоков стояли Л. Пастер, и П. Эрлих. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекци­онных заболеваний. разработал фагоцитарную теорию иммунитета. Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлена выработкой защитных белковых веществ (антител). Иммунитет подразделяется на не­специфический и

специфический. Неспецифическая клеточная защитаосуществляется фагоцитами крови, которые поглощают из крови чу­жеродные элементы — мельчайшие твердые частицы бактерий.
Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. В специ­фических иммунных реакциях участвуют Т — и В-лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные бактерии, пересаженные ткани,
а также собственные раковые клетки организма, т. е. участвуют в вы­работке специальных белков—антител, создают специфический кле­точный иммунитет. В-лимфоциты способны нейтрализовать определен­ные антигены, растворяя или склеивая их. Специфический иммунитет
бывает врожденный и приобретенный. При приобретенном иммунитете антитела образуются в течение жизни. При врожденном иммуните­те они имеются в крови от рождения. Антитела, вырабатывающиеся после перенесенного заболевания, создают естественный иммунитет.
Искусственный иммунитет возникает после вакцинации — прививки или введения лечебной сыворотки.

Создатель теории иммунитета

Виды клеток, обеспечивающих иммунитет

С4. Какие важные научные проблемы помогла решить теория им­мунитета и ее практическое применение? Ответ объясните.

С5. Как вы думаете, почему за создание этой теории П. Эрлиху и была присуждена Нобелевская премия в 1908 г.?

А1. Митохондрии мышечной клетки можно увидеть:

1) в лупу 2) в школьный световой микроскоп 3) в электронный микроскоп 4) невооруженным глазом

А2. Клеточные структуры, образованные ДНК и белком, называют­ся:

1) аппаратом Гольджи 2) хлоропластами 3) митохондриями 4) хромосомами

A3. Растительная клетка, помещенная в концентрированный рас­твор соли:

1) набухнет 2) сморщится 3) разорвется 4) не изменится

А4. Запасы белков в клетке образуются в результате:

1) энергетического обмена вещест 2) пластического обмена вещест 3) роста клетки

А5. Преимущество размножения растений семенами заключается в:

1) запасе питательных веществ для развития зародыша 2) относительно больших размерах

3) опылении ветром и животными 4) более длительном развитии семенных растений

А6. Если семена снабжены воздушной полостью, то они, скорее все го, распространяются:

1) человеком 2) животными 3) водой 4) саморазбрасыванием

А7. Развитие половых клеток у человека стимулируется:

1) внешней средой 2) центральной нервной системой 3) витаминами 4) гормонами

А8.Редуцентами в биоцинозе являются организмы:

1) паразиты 2) вирусы 3) сапрофиты 4) автотрофы

А9. Продуцентом на пшеничном поле будет:

1) полевка 2) пырей 3) ястреб 4) головня

1) Ч. Дарвиным 2) И. Павловым 3) В. Вернадским 4) Ж. Ламарком

All. Синонимом термина «ядерные организмы» является термин:

1) эукариоты 2) прокариоты 3) автотрофы 4) гетеротрофы

А12. Какой функции не выполняют в организме жиры?

1) строительной 2) энергетической 3) терморегуляционной 4) транспортной

А13. Белок в клетке синтезируется:

1) на рибосомах 2) в ядре 3) в лизосомах 4) на гладкой ЭПС

А14. Система организма человека, отвечающая за гуморальную регу­ляцию функций организма, называется:
1) автономной 2) вегетативной 3) эндокринной 4) центральной

А15. Специальность ученого, занимающегося проблемами профилак­тики заболеваний:
1) анатом 2) физиолог 3) генетик 4) гигиенист

А16. Роль фотосинтеза заключается в:

1) обогащении атмосферы углекислым газом

2) использовании солнечной энергии для биосинтеза белков

3) образовании органических веществ и кислорода

4) использовании азота для жизнедеятельности растений

А17. Водоросли относят к низшим растительным организмам, потому что у них нет:

1) клеток 2) тканей 3) клеточных ядер 4) наследственного аппарата

А18. На рисунке изображен сустав:

1) тазобедренный 2) локтевой 3) плечевой 4) коленный

А19. Функция дыхания заключается в:

1) регуляции процессов синтеза 2) обеспечении организма энергией 3) накоплении запасов питательных веществ 4) активизации гормональной деятельности организма

А20. Определите правильно выстроенную пищевую цепь:

1) трава — лягушка — жук — уж — орел

2) орел — лягушка — жук — трава — уж

3) трава — жук — лягушка — уж — орел

4) уж — трава — жук — лягушка — орел

А21. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоря­ются:

1) гормонами 2) ферментами 3) витаминами 4) пигментами

А22. Такие факторы среды, как климат, влажность, газовый состав атмосферы, относятся к:

1) биотическим 2) антропогенным 3) атмосферным 4) абиотическим

А23. Неправильное переливание крови грозит человеку:

1) гибелью 2) ухудшением самочувствия 3) изменением наследственных признаков

А24. Второй круг кровообращения начал формироваться у:

1) земноводных 2) двоякодышащих рыб 3) моллюсков 4) пресмыкающихся

В1. Выберите признаки, которые можно отнести к преимуществам размножения и распространения семенами:

1) для образования семян родительское растение тратит много энергии

2) семена поедаются животными

3) растения не нуждаются в воде для полового размножения

4) семенная кожура и питательные вещества окружают зародыш

5) запасы питательных веществ ограничены

6) семена образуются в результате полового размножения, что повышает наследственную изменчивость

В2. Выберите признаки мейоза.

1) В результате деления количество хромосом в клетке остается прежним.

2) Процесс завершается в результате одного деления.

3) В результате деления образуется 4 ядра.

4) Процесс проходит два этапа деления.

5) Процесс обеспечивает рост и развитие организма, его бесполое размножение.

6) Процесс обеспечивает образование гамет и половое размноже­ние организма.

В3. Соотнесите процессы пищеварения, происходящие в желудке и тонком кишечнике.

Процессы пищеварения Место протекания

А) Всасывание воды и минеральных веществ

Б) Всасывание аминокислот 1) Желудок

В) Расщепление и всасывание липидов 2) Тонкий кишечник

Г) Начало расщепления белков

Д) Обработка пищи соляной кислотой

Е) Обработка пищевого комка желчью

В4. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками.

Б) Большинство является ферментами 1) Нуклеиновые кислоты

B) Несут генетическую информацию

Г) Синтезируются в ядре клетки 2) Белки

Д) Синтезируются на рибосомах

В5. Установите правильную последовательность прохождения пищи через пищеварительную систему:

A) глотка Б) пищевод B) ротовая полость Г) желудок Д) тонкий кишечник Е) двенадцатиперстная кишка Ж) толстый кишечник

При выполнении задания В 6 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка.

В6. Все цветковые растения относятся к отделу____________________ растений и включают два класса ______________и _____________. Отличительная особенность этих растений — наличие у них ______________развивающегося из _____________цветка. Поэтому они занимают господствующее положение в раститель­ном мире.

1 — семенных 2 — покрытосеменных 3— однодольные 4 — двудольные 5 — двудомные

С1. Чем можно объяснить, что многоклеточные растения состоят из нескольких видов тканей?

С2. Найдите ошибки в тексте и объясните их.

1. Сердце человека — это трехкамерный мышечный орган. 2. Оно помещается в околосердечной сумке из соединительной ткани, внутри которой находится жидкость, уменьшающая трение при сокращениях. 3. Сердечная мышца сильнее развита в правом желудочке, так как он качает кровь по большому кругу кровообращения. 4. Между левым и правым желудочками находится неполная межжелудочковая перего­родка, поэтому кровь в большом круге кровообращения смешанная.

Прочитайте текст и выполните задания СЗ-С5.

Высшая нервная деятельность

Под высшей нервной деятельностью понимают деятельность выс­ших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих более совершенную приспособленность животных и человека к условиям среды. Основой высшей нервной деятельности у млекопитающих яв­ляется кора головного мозга вместе с подкорковыми ядрами передне­го мозга. Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные. Одинаковые безусловные рефлексы характерны для всех особей вида. Они имеют постоянные рефлектор­ные дуги. Эти рефлексы осуществляются в ответ на соответствующие непосредственные раздражители — пищу, нехватку воздуха, боль и т. д. и контролируются спинным мозгом и стволом головного мозга вместе с его подкорковыми ядрами.

Условные рефлексы индивидуальны. Они приобретаются живот­ным и человеком в течение жизни вместе с определенным опытом. Эти рефлексы не имеют готовых рефлекторных дуг. Они непостоянны и осуществляются на любое воспринимаемое организмом раздражение. Формируются на базе безусловных рефлексов. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга. Для образования условных реф­лексов необходимо сочетание во времени двух раздражителей — без­различного (условного), например свет, звук, предмет, и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс (например, пища). Условный сигнал должен предшествовать безусловному сигналу. Под­крепление условного сигнала безусловным должно быть неоднократным и в отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей.

СЗ. Прочитайте текст и сравните признаки условных и безусловных рефлексов, заполнив таблицу.

Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов

источник

Итоговой тест по программе дополнительного образования «Юный натуралист».

Найдите один верный из четырех вариантов ответа .

Какие абиотические факторы влияют на жизнь щуки в водоемах Республики Коми?

Б — растворенные в воде газы

Без участия бактерий или грибов производятся:

Потребителями в биоценозе леса являются:

К споровым растениям относится:

Что вы считаете самым эффективным средством улучшения экологической обстановки?

А — создание законов об охране окружающей среды

Б — перевод всего транспорта на электродвигатели

Испарение воды растениями — это приспособление к:

А — передвижению органических веществ

В — транспорту минеральных веществ

Б — образованию органических веществ

Отравление грибами очень опасно, потому что:

А — ядовитые вещества быстро растворяются и всасываются в кишечнике

Б — не существует противоядий против грибных токсинов

Г — симптомы отравления проявляются слишком поздно

Волки выполняют в биогеоценозе роль санитаров и регулируют численность

В царстве растений плоды образуют:

Главную роль в развитии и поддержании лесного биоценоза играют:

Главным фактором, ограничивающим рост травянистых растений в еловом лесу, является недостаток:

Определите правильно выстроенную пищевую цепь:

А — трава — лягушка — жук — уж — орел

В — трава — жук — лягушка — уж — орел

Б — орел — лягушка — жук — трава — уж

Г — уж — трава — жук — лягушка — орел

Процесс превращения головастика во взрослую лягушку называется:

Кто меньше тратит энергии на поиск и добывание пищи?

Для пополнения запаса сил спортсмену на дистанции полезнее съесть:

Рискует заболеть близорукостью школьник, читающий:

А — книгу, держа на расстоянии 25 см от глаз

Б — постоянно, в движущемся транспорте

Специальность ученого, занимающегося проблемами профилактики заболеваний:

18. Болезнь, которую раньше называли чахоткой, — это:

19. Наследственное заболевание человека, проявляющееся несвертываемости крови, называется:

20. Кто из перечисленных возбудителей заболеваний не поддается лечению антибиотиками?

Инструкция по выполнению теста.

Работа включает 20 вопросов.

К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых, только один верный.

Ответы на вопросы оформляются в «Бланке ответов».

За каждый правильный ответ дается 0,5 баллов.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются.

Максимальное количество баллов-10.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Фамилия, имя ________________________________________ Класс _____

Общее количество баллов _____

Руководитель кружка ________________________ Паршукова Н.А.

Номер материала: ДБ-1448631

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Низкая стоимость обучения

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *