Меню Рубрики

Джулиана мур болезнь альцгеймера

  • Сорежиссер и сосценарист фильма Ричард Глацер страдал болезнью Альцгеймера и не мог говорить во время съемок. Он снял фильм с помощью текста в приложении на Ipad. Он ушел из жизни 10 марта 2015 года.
  • Джулианна Мур предложила на роль мужа своей героини Алека Болдуина, потому что снова хотела работать с ним вместе.
  • Главную роль предлагали Мишель Пфайффер, Джулии Робертс и Николь Кидман, но в итоге она досталась Мур.
  • В 2015 году за работу в этом фильме актриса Джулианна Мур получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль.
  • Съемки фильма начались в Нью-Йорке 3 марта 2014 года и закончились в апреле 2014 года. Всего ленту сняли за 23 дня.
  • Фильм снимали в Нью-Йорке, между 162nd Street, Edgecombe и Amsterdam улицах, а также в Колумбийском университете, на пляже Лидо и в Доббс Ферри.
  • Картина снята по мотивам книги «Навеки Элис» писательницы Лизы Дженова.
  • Джулианна Мур, благодаря главной роли в этом фильме, стала седьмой актрисой в мире, которая получила одновременно премии «Оскар», BAFTA, Golden Globe, SAG и Critic’s Choice Award за одну и ту же киноработу.
  • Сын Джулианны Мур снялся в массовке фильма.
  • В титрах в качестве исполнителя песни «In Dulce Jubileo» указывается «Worchester (sic) Cathedral Voluntary Choir». Но слова «Worchester» не существует, эта популярная рождественская мелодия была спета Worcester Cathedral Voluntary Choir (Вустерским хором).

Доктор Элис Хоулэнд — симпатичная профессор лингвистики в Университете Колумбии. Ее жизнь удалась, женщина празднует свой пятидесятилетний юбилей с мужем — врачом Джоном, тремя взрослыми детьми, у нее отличная карьера, любимая семья и друзья. Однажды во время лекции Элис забывает слово «лексикон», что кажется ей странным. Затем во время пробежки она вдруг теряется в родном районе. Элис идет на обследование, где врач ставит ей страшный диагноз — болезнь Альцгеймера на ранней стадии.

Старшая дочь Элис Анна тоже проходит обследование и получает положительный результат на ген Альцгеймера. Она беременна двумя близнецами. Сын Том получает отрицательный результат, а младшая Лидия решает не проверяться.

Элис приступает к борьбе с болезью. Она запоминает слова, которые пишет на доске, и устанавливает для себя личные вопросы на телефоне, на которые она отвечает каждое утро. Она прячет снотворное в комнате и записывает для самой себя видеообращение — инструктаж для себя в будущем, где рассказывает, как найти снотворное и покончить с собой, когда она уже больше не сможет отвечать на вопросы.

Из-за болезни Элис теряет работу. Вскоре она начинает теряться в собственном доме, забывая, где ванная. Мочится под себя. Не узнает дочь Лидию.

Мужу Джону предлагают работу в клинике Майо в Миннесоте. Элис просит его отложить дела, но он считает, что это невозможно.

По предложению своего врача Элис произносит речь на конференции по вопросам болезни Альцгеймера, рассказывая о своем опыте борьбы. Речь имеет успех.

Элис начинает испытывать трудности при ответе на свои телефонные вопросы. Она теряет свой телефон. Элис навещает Анну в больнице, которая разродилась близнецами, но не узнает ее.

Однажды после видеоконференции с дочерью Лидией Элис случайно находит собственную видео-инструкцию по самоубийству. С трудом, но она находит таблетки и собирается проглотить их, но проливает.

Муж Джон решает переехать в Миннесоту навсегда. Лидия возвращается из Калифорнии, чтобы ухаживать за матерью. Лидия читает Элис «Play Angels in America» и спрашивает мать, что это такое. Элис, которая теперь уже не в состоянии говорить, отвечает одним словом: любовь.

источник

Профессор лингвистики, который пользуется немалым успехом, жена и мать троих ребят, Элис начала замечать, что время от времени забывает слова, события или факты, а как-то раз, и вовсе потерялась на привычной для себя пробежке по знакомым до мелочей городу. Проведенные исследования помогли выявить у женщины заболевание Альцгеймера – достаточно редкое для людей ее возраста, которое тем не менее является страшным недугом, безжалостно отнимающим самое дорогое — память.

Из-за развития болезни она неизбежно станет «Овощем» без памяти всего за пару лет. Вместе с тем, как у женщины пропадает память, фильму удается проникнуть в самое сердце зрителей. Поначалу может показаться, что это лишь очередная история о страшном заболевании, и сейчас нам будут показаны муки главного героя, и то как она мужественно борется с болезнью, среди родственников будет очередной «предатель», мир будет отворачиваться от героя а фильм станет банальным морализаторством.

Но к величайшей радости этого не происходит. Фильм под названием «Все ещё Элис» при просмотре может показаться немного сухим или скупым на эмоциональную наполненность, но очень быстро вы сможете понять, что это впечатление неверно, а происходит это лишь как результат того, что голливудская манера постановки не соответствует последним стандартам.

Данное кино может привязать к себе и не отпустить даже после того как вы закончили просмотр. После моего просмотра картины я уже не первый день замечаю, что мысленно постоянно возвращаюсь к героине, к тому какое она пережила горе и трагедию.

Разумеется, большая часть заслуг в таком успехе данной ленты заключается в игре Джулианы Мур. Основным страхом умного человека является страх быть в неловкой ситуации и стать посмешищем. Именно развитие заболевания Альцгеймера как раз способно легко создать массу таких ситуаций. Актриса смогла передать в точности тот страх и ужас, который может появиться в глазах спокойного и самоуверенного человека. В сцене с просмотром видеозаписи режиссеры специально указали на ту пропасть, которая выросла между Элис старой и новой, а актрисе благодаря блистательной игре удалось придать ей ещё большей глубины и силы.

Не подвел и второй план, к удивлению хорошей была и игра Кристен Стюарт, которая была номинирована на Приз за восстановленную репутацию. По привычке хорошо справился со своей ролью и Алек Болдуин.

Конечно же, кроме героини Кристен остальные мало прописаны, их чувствам и действиям отведено недостаточно времени, что, судя по всему, стало единственным и основным недостатком всего фильма. Лента неожиданно смогла подарить мне после просмотра одно из наиболее мощных впечатлений от кино в этом году. Достаточно сильная и хорошо отснятая картина без излишеств и слезной моральности.

К слову, для тех, кто не догадался можно сказать, что название киноленты является игрой слов. «Still Alice» — это не просто то название, которое нам известно. Трактовать его можно ещё и как «Спокойная или тихая Элис». Увы, но после перевода, разумеется сберечь данную интересную деталь не удалось.

Рекомендую к просмотру. До новых встреч!

источник

Любому, кому приходилось видеть, как страдают любимые, то «Все еще Элис» трогательно и реалистично показывает, как это влияет не только на жизнь самого человека, но и на всех кто его окружает. Режиссеры Ричард Глацер и Уош Уэстмоленд показали опыт Элис Хаулэнд (сногшибательная игра Джулианны Мур): замужнего, известного профессора лингвистики с тремя взрослыми детьми (в ролях Кристен Стюарт, Кейт Босворт и Хантер Пэрриш), которая узнает, что у нее развивающаяся на ранней стадии болезнь Альцгеймера и борется за то, чтобы остаться той, кем она была раньше, так как она ужасно быстро начинает забывать все.
Во время пресс-конференции фильма знаменитые коллеги по площадке Джулианна Мур и Кристен Стюарт говорили о попытках понять, каково это жить с болезнью Альцгеймера, о том, как это заболевание стремительно распространяется, как общество Альцгеймера чувствует свою значимость и силу, несмотря на то, что они не сталкивались с недугом на личном опыте, и что им понравилось в работе друг с другом. Читайте ниже то, что актрисы хотели рассказать.

Вопрос: Джулианна, как вам удалось сыграть эту женщину, если никто, на самом деле, не знает, каково это жить с этой болезнью?

ДЖУЛИАННА МУР: Это великолепный вопрос. Никто, на самом деле, не знает. Это, конечно же, было большим испытанием, и это то, о чем мы много говорили, работая над фильмом. Это не обычный проект, потому что это единственный фильм, который я видела, рассказывающий об этом состоянии, подавая его абсолютно субъективно, часто с точки зрения героини. Как правило, мы видим такие истории глазами тех, кто ухаживает за больными или другими членами семьи. Но это личный опыт самой Элис. Так что, единственное, что я могла сделать – это изучить это вопрос. Не то чтобы я когда-нибудь смогла бы понять все это на 100%, но я спрашивала у всех, кто мог бы хоть что-то мне объяснить. Я начала с главы Ассоциации Альцгеймера и я говорила по Скайпу с женщинами, у которых совсем недавно диагностировали это заболевание. Я поехала в город Синай, что в Монтане и разговаривала с докторами и исследователями. Я прошла их познавательный тест. Я ходила в Нью-Йоркскую Ассоциацию Альцгеймера и посещала группы поддержки, где говорила со многими женщинами. Также я была в учреждении, которое предоставляет долговременный уход за больными Альцгеймером. Я пыталась встретиться со всеми, на каждой стадии заболевания. Люди были так щедры и не скупились ни своим временем, ни информацией. Я всегда спрашивала у них: «Не могли бы вы мне сказать, каково это?», и они пытались мне объяснить. Они говорили, что все время чувствуют себя по-разному, что у них бывают хорошие и плохие дни, что они могут искать слово, пытаться его вспомнить, но оно просто не будет появляться в памяти. Работая над фильмом, мы все думали над тем, что по другую сторону этой болезни и, я считаю, именно эта «другая» — изнаночная сторона так пугает людей. Они задают себе вопрос: «Тогда кто же я, если у меня ничего нет?». Что ж, я не знаю каково это, но я подобралась к ответу максимально близко. Я думаю, всясъемочная группа пыталась показать болезнь настолько реалистично, насколько это возможно.

Учитывая развитие общества, кажется, мы всегда считаем, что можем собраться и исправить все неправильное, но в данный момент мы не можем сделать ничего, чтобы исцелить больных Альцгеймером. Вы обеспокоены этим?

ДЖУЛИАННА МУР: В журнале Time однажды написали, что у женщин после 60-ти есть 1 из 6 шансов получить болезнь Альцгеймера и такие же шансы получить рак груди. Это заболевание, которое стремительно распространяется и поражает все большее количество людей. Самое страшное в этой болезни то, что если ваш диагноз положительный, вы можете сделать очень мало для того, чтобы изменить прогноз или хотя бы препятствовать развитию. Мы не знаем абсолютно ничего. Мы знаем, что есть взаимосвязь между здоровьем мозга и здоровьем сердца. Есть генетическая расположенность, заболевание развивается, когда человек уже в зрелом возрасте. Но 30 или 40 лет назад никто не знал, как бороться с раком. С достаточным количеством денег, времени и исследований ученые могут сделать так много. Люди в Ассоциации Альцгеймера считают, что они в шаге от значительного открытия.

Кристен, вы успешная актриса, которая обладает большими привилегиями, но в этом фильме вы играете честолюбивую, актрису в бедственном положении. Легко ли было сродниться со складом ума вашего персонажа?

КРИСТЕН СТЮАРТ: Одна из наибольших проблем становления подростка, как личности – это понимание того, чем ты хочешь заняться, и что делает тебя счастливым. Лидия поняла это довольно рано. Смелый поступок — следовать этим решениям и доводить их до конца, и только потом делать выводы об их правильности. Я уважаю ее по тем же причинам, из-за которых я уважаю некоторых своих друзей, которые еще не достигли того, что они хотели в своих самых диких мечтах. Они до сих пор работают для достижения этих целей. Мне повезло находить выходы из всех положений, в которых я бывала. Но я все еще ищу свои главные истины. С каждым проектом, я все больше думаю о том, как хочу найти нужное место для того, чтобы все бросить. У любого актера есть чувство, которое мотивирует тебя на поиски этого «места». Я ручаюсь. Если бы я перестала работать завтра, у меня бы все равно остались эти чувства и порывы бросить все и найти ответы на интересующие вопросы, и удовлетворить все желания. У меня появляется это чувство каждый раз, когда у меня появляется идея сказать что-то мощное, как например: «Я достаточно хороша, чтобы быть в твоем фильме». Это веское утверждение и каждый раз, когда я говорю что-то подобное, я думаю: «Правильный ли это выбор?».

Джулианна, в этом фильме вы играете супругу и мать одновременно. Как вам удалось найти баланс между этими двумя ролями вашей героини?

ДЖУЛИАННА МУР: Одна из интересных вещей об этом фильме – это то, что мне пришлось работать над персонажем женщины, которая уже многого достигла. У нее успешная карьера, счастливый брак, трое детей, которые, как она надеется, будут счастливы. Впервые и я, и зритель видим ее в том прекрасном этапе жизни, где нам бы всем хотелось оказаться. Она сбита с ног новостью о болезни, — это очень драматично и это изменило жизнь всей ее семьи. Я думаю, это интересно даже с точки зрения сюжета. Все может быть идеально или все может быть обычно, но моя героиня не знает, как все бывает всегда. В этом фильме столько красоты. В начале вы видите эту прекрасную, замечательную семью. Затем вы видите, как трансформируется эта красота, реагируя на болезнь и проблемы матери, и в конце вы тоже увидите красоту, когда поймете главную идею картины. Мы все время дискутируем о семье и работе, и о том, как их сбалансировать, но в конце дня разве не эти две вещи и являются самыми важными? Это то, что есть у всех нас. У нас есть работа, которую мы хотим делать и люди, которых мы любим. Это интересно, потому что в этом квинтэссенция наших жизней.

Кристен, если бы вы оказались в этой ситуации, вы думаете, вы бы отреагировали так же, как ваша героиня?

КРИСТЕН СТЮАРТ: Что ж, я думаю, это проще для человека, который живет и снисходительно относится к двусмысленности жизни, учитывая то, что Лидия – это человек, которому присущ артистизм и ей не совсем нужны ответы. Она не притворяется, что может точно сказать, чего она хочет. Она говорит нам: «Я не знаю, чего я хочу, и это нормально. Я преодолеваю это». Я думаю, ребенку легче смотреть на мать с чем-то настолько неопределенным. Также ребенку легче ценить мгновенье и жить им. Просто потому что ты не можешь получить окончательный ответ на вопрос, каким будет будущее, или ты не можешь назвать проблему по имени, все еще стоит жить ради этого потенциально чудесного момента. В то время как те, кто хочет распланировать все наперед, и решить проблему как уравнение, не могут жить с этой неизвестностью. Я сродни своему персонажу в том, что у меня определенно нет ответов, и я ищу не их. Я не тот человек, который хочет чувствовать себя непоколебимо и быть уверенным в том, что ничего не изменится. Я наслаждаюсь изменениями. Не то чтобы она больше склонна к этому или у нее есть что-то для того, чтобы быть эмоционально сильнее. Это не сила. Просто люди такими рождаются. Внутри этой истории и в пределах чье-либо реальности – это может быть похоже, и я молю бога, чтобы у больных Альцгеймером были близкие, которым не нужны ответы и которые могли бы просто проводить с ними время, забывать каждое предложение, и все же наслаждаться мгновеньями, проведенными вместе.

Есть ли у кого из вас личный опыт, связанный с Альцгеймером?

ДЖУЛИАННА МУР: У меня нет личного опыта, связанного с Альцгеймером. Мне повезло на этот счет.

КРИСТЕН СТЮАРТ: Я никогда не сталкивалась с Альцгеймером в моей семье или у любимого. У меня есть одна история, которая случилась, когда я была ребенком на ужине у друзей семьи. Я вошла в комнату, где сидела старушка, и возникла достаточно странная ситуация. Мы начали говорить, и я быстро поняла, что что-то было не так. Я была маленькой, поэтому не знала, что это было, но я уверена, что она была той, кто как вы сказали, болеют Альцгеймером в преклонном возрасте. У нас с ней была какая-то связь, которая поразила нас обоих в тот момент с такой силой, что вы могли бы почувствовать, насколько мы были связаны эмоционально. Я видела в ее глазах как бесценно это было и как это продолжалось. А потом, она спросила меня, где ее сестра и я ответила: «Я не знаю. Пока». Мы ужинали, но она не была с нами. Она сидела за столом, но абсолютно и постоянно ее игнорировали. Я чувствовала, что душа этой женщины, несмотря на то что ее тело и разум ограничивали ее, пела. Ее просто не слышали. я долго не могла этого забыть. Это было первое, чем я поделилась с Уошем Уэстмолендом и Ричардом Глацером, когда мы обсуждали сценарий. Я не обвиняю семью, которая игнорировала ту женщину, определенно нет. Я была ребенком, который провел там 30 секунд. Но, наверное, дело не в этом. Возможно, есть связь, которая зажигает двух людей и они многое дают друг другу. То, что и вправду объединило меня со «Все еще Элис» и способствовало второму творческому сотрудничеству с Джулианной Мур – это то, что люди, о которых мы хотели рассказать, забыты, но не потеряны. Все могли бы быть счастливее и иметь намного больше. Понимание этого заставило меня эмоционально отдаться этому фильму так, как я не стала бы, если бы ребенком я не встретила ту женщину

Читайте также:  Тест для больных болезнью альцгеймера

Кристен, понравилось ли вам работать с Джулианной Мур?

КРИСТЕН СТЮАРТ: Мы знаем друг друга вот уже несколько лет, и я была уверена, что смогу сыграть ее дочь и иметь с ней взаимоотношения. В общей сложности, я провела с ней очень мало времени перед фильмом.

ДЖУЛИАННА МУР: Это было время на мероприятиях.

КРИСТЕН СТЮАРТ: Но я открыла то, чего я не ожидала: она превосходит технические аспекты того, что она делает, хоть она и мастер в них, и в правду может жить и дышать в них. Я ребенок, поэтому с моей стороны глупо говорить об этом, но я видела множество людей за этим процессом. Меня поразило то, что ей действительно нравится колебаться между эмоциональной, спонтанной, пугающей стороной с одной стороны, и взвешенной и подготовленной с другой. Как только она в образе, она позволяет себе в нем остаться. Я обожаю ее, и хоть это и странновато говорить о ней в этой комнате, но я искренне и неуместно заявляю, вот так напрямик, что если вы назовете ее дурочкой, у вас будут серьезные проблемы.

Я многому научилась. Я многому учусь у актеров, которые, на мой взгляд, не лучшие. Каждый новый опыт оттачивает нас самих. Мне приходилось работать с актрисами, и я говорю «актрисами», потому что они просто подобие женщин, которые добились того, что они имеют, путями, которые не подвластны моему пониманию. Когда я встретила Джулианну и начала с ней сближаться, у меня была возможность наблюдать за тем, как она выполняла это необыкновенное и тяжелое задание, и могу сказать, что мне близок способ, каким она всего достигает. Я была так счастлива от этого. Я хочу знать, как нас видит зритель, под какими углами нас показывают, я хочу говорить с главным режиссером, я хочу целый день раздражать режиссера о том, какие сцены мы сегодня снимаем, потому что я хочу использовать каждую секунду, которая у нас есть, чтобы рассказать эту историю. Это так весело. Я не знаю, что нужно для того, чтобы остаться нетронутым, не впутанным в эту ситуацию. Джулианна – техник душ. Я никогда такого не видела, и, слава Богу, она не тот человек, который может сказать: «Я даже не знаю, где находится камера, я просто в ней». Нет, она знает. Вот поэтому она лучше многих.

Джулианна, а вам понравилось работать с Кристен Стюарт?

ДЖУЛИАННА МУР: Неважно нравится мне или не нравится человек. Мне нужно любить кого-то для того, чтобы с ним работать. Я – профессионал. Но когда ты получаешь бонус в виде симпатии, связи и наслаждения работой с человеком – это потрясающе. И я думаю мы почувствовали это как люди, как актеры и как партнеры. Это развязывает руки. И благодаря этому съемки прошли очень легко для нас.

Кристен, что вы ищете в персонаже, когда соглашаетесь на съемки?

КРИСТЕН СТЮАРТ: Я была не безразлична и сопереживала большинству персонажей, которых сыграла. На мой взгляд, это честнее и правильнее всего не только для проекта, в котором ты работаешь, но и для тебя, как для актера. Я очень редко переставала быть той, кто я есть, чтобы сыграть роль, непонятную мне. Не знаю, сделаю ли я это когда-то. Однажды, возможно. Я не знаю. Нет какой-то особенной черты сходства между героями, к которым я тяготею. Я думаю, вы видите меня в них, потому я не могу и не пытаюсь скрыть саму себя. Я играла нескольких персонажей, которые были написаны с настоящих людей, и тогда я чувствовала, как сильнее всего приспосабливалась и менялась. Но даже в то время, причиной почему меня так тянуло к тем героем, было то, что я чувствовала в них невероятное количество самой себя, что куда более важно. Я не совсем заинтересована в том, чтобы играть то, что я знаю. Конечно, мне удобно запускать руку в волосы, когда я чувствую себя небезопасно, и это можно увидеть на пленке, поэтому вы можете приписать мне эту манерность в жизни, и в этом нет ничего страшного. Но причина, из-за которой это происходит – это то, что я хочу там быть и делать это. Я хочу узнать, почему я беспокоюсь о проекте. Я хочу узнать, почему меня наполняет то или иное чувство, когда я читаю сценарий, или когда говорю по телефону с режиссером. Мне необходимо проживать это, для того чтобы я могла понять другую сторону всего этого. Ретроспектива 20 к 20 и я узнаю что-то, но только в тот момент, когда я всю себя отдаю персонажу. Вот что я люблю делать.

«Все еще Элис» в кинотеатрах с 16 января.

источник

Невероятно, но факт: Джулианна Мур до сих пор никогда не становилась лауреаткой премии «Оскар», несмотря на четыре номинации, последняя из которых правда была аж в 2003. Но прошлый год стал настоящим триумфом: ей сначала удалось стать второй в истории актрисой получившей актерские призы Каннского, Берлинского, Венецианского кинофестивалей, затем наконец-таки выиграла за фильм «Все еще Элис» (к слову, так и не добравшегося до российского проката) «Золотой глобус» и «Золотую маску» британской киноакадемии, а теперь же на очереди заветная награда киноакадемии американской, которая обеспечена Мур с вероятностью девяносто девяти процентов. В общем-то именно актриса и является главным плюсом картины, которая в остальном вряд ли может чем-то удивить зрителя, впрочем, как и разочаровать. Собственно, фильм Ричарда Глацера и Уоша Уэстмоленда типичная оскаровская драма, что, быть может, необязательно плохо, но почти всегда чересчур консервативно, а потому немного предсказуемо.

Элис Хоуленд (Джулианна Мур) преуспевающая доктор лингвистических наук, состоящая в браке с успешным биологом Джоном Хоулендом (Алек Болдуин), с которым у нее трое вполне благополучных детей, кроме, отчасти, одной из дочерей, Лидии (Кристен Стюарт), которая мечтает стать актрисой. И все бы хорошо, но Элис начинает замечать за собой несвойственную забывчивость, секундные потери ориентации в пространстве, затуманенность сознания. Медобследование выявляет у нее генетическую болезнь Альцгеймера. Далее же разворачивается история ее борьбы с неизлечимой болезнью при поддержке семьи и неизбежного угасания.

Еще раз стоит отметить, что если бы не Мур, то картина наверняка могла бы остаться незамеченной, хотя думать о «Все еще Элис» как о банальной слезливой ленте не совсем корректно. У Ричарда Глацера была диагностирована та же болезнь, поэтому фильм получился совсем немелодраматичным, а главное честнее и естественней, чем в том случае, если бы за адаптацию одноименного романа Лизы Геновы взялся кто-то еще.

Игра же Джулианна Мур безупречно выверена, она ни разу не опускается до сентиментального переигрывания, создавая на экране действительно сильный образ и тонко отражая медленную деградацию мозга Элис. Актерские работы вообще сильная сторона данной картина. Очень хорошее впечатление оставляет и Кристен Стюарт, которая старается «затереть» свое «сумеречное» прошлое, и, надо сказать, у нее пока неплохо это получается. Ее Лидия отказывается от очевидных карьерных путей, желая добиться успеха на актерском поприще, но, несмотря на казалось бы самый инфантильный характер, именно она оказывается самым близким для матери человеком, способным ее понять и помочь, а не отмахнуться или спрятаться за каким-нибудь оправданием, лишь бы только избавить себя от тяжелой встречи с увядающей Элис. Элис при этом не идеализируется, ей присущ страх, отчего она планирует самоубийство, и она не гнушается, пользуясь своим состоянием, попытаться уговорить дочь отказаться от актерских амбиций или прочитать ее дневник.

Безусловно, правдоподобно изобразить регресс человека больного Альцгеймером в фильме удалось, но, кроме демонстрации процесса, во многом кажется, что авторы не удосужились добавить чего-то еще, какого-то своего высказывания к экранному действу. Хотя неакцентированно кое-какие комментарии просматриваются. Например, вышеупомянутому сближению с младшей дочерью противопоставляется дистанцирование всех прочих членов семьи, которые ни в коем случае не равнодушные эгоисты, а люди естественным образом пытающиеся избежать травматического опыта, сами того не вполне осознавая, поэтому о состоянии Элис стараются как можно реже думать. И только Лидия, которая возможно генетически тоже предрасположена к Альцгеймеру, показывает, что для нее любовь к матери сильнее инстинктивного страха перед болезнью.

Фильм завершается титром «Все еще Элис», которому предшествует один из флешбэков в детские годы Элис, ведь теперь ее дни проходят в блужданиях по нечетким воспоминаниям прошлого, которые еще не успела уничтожить болезнь, именно в этом как оказывается живет «я» Элис, а не в утерянных интеллектуальных способностях, из чего можно сделать вывод, что личность, по мнению Глацера и Уэстмоленда строится на доступном и понятном каждому опыте и переживаниях. Собственно, и фильм в целом сделан по принципу простоты и прямолинейности, поэтому главное в чем его можно упрекнуть, так это в недостатке изобретательности. Тем не менее получать за него «Оскар» Джулианне Мур стыдно точно не будет.

источник

Гигантские скопления бета-амилоида сначала просто мешают нейрону нормально работать, потом, разросшись, убивают. После этого мертвые нейроны съедают клетки-макрофаги из микроглии

В середине марта американская фармацевтическая компания Eli Lilly — фирма со 140-летней историей и 38 тыс. сотрудников — за один день подешевела на $1,5 млрд. Когда-то эта компания изобрела знаменитый антидепрессант prozak, одной из первых начала производить в промышленных количествах пенициллин, разработала чуть ли не половину всех антибиотиков, вывела на американский рынок инсулин и вакцину от полиомиелита. Что случилось 15 марта? Руководство компании решило сообщить широкой публике одну хорошую новость и одну плохую — и обе касались соланезумаба, нового лекарства от Альцгеймера.

Что такое болезнь Альцгеймера? Сначала просто трогательная чудаковатость — как в детских стихах: старушка ищет по всему дому очки, а они у нее на носу: «Нет очков у тети Вали — очевидно, их украли». От первых симптомов до смерти, сообщает сайт Альцгеймеровской ассоциации США, проходит в среднем от 4 до 8 лет, а самым везучим удается прожить все 20. В промежутке человек обычно успевает забыть, как зовут его детей, внуков и его самого, а задача самостоятельно одеться или раздеться начинает ставить его в тупик.

По данным 2015 года, в мире живет примерно 44 млн больных. Все та же Альцгеймеровская ассоциация утверждает, что заболевание обходится только США в $226 млрд в год. Кроме самого человека, который день за днем теряет память и интеллект, Альцгеймер изымает из активной экономической жизни тех, кто должен за больными ухаживать. Понятно, почему любые новости про возможное лекарство способны обрушивать котировки на бирже.

С 1998 по 2014 год фармакологи насчитали ровно 123 неудачные попытки разработать средство от Альцгеймера — причем учитывали только те проекты фармкомпаний, про которые официально сообщалось, что «разработка прекращена», «исследования приостановлены» или просто не было новостей от 18 до 24 месяцев.

Все четыре удачные попытки — препараты, зарегистрированные за эти годы в качестве официальных лекарств в Америке, — просто помогают смягчить симптомы. Они не чинят поврежденные нервные клетки и даже не замедляют процесс их разрушения, а только дают им возможность хоть как-то обмениваться сигналами. За коммуникацию между нейронами отвечают несколько видов транспорта сообщений, то есть молекул-нейротрансмиттеров, — среди прочих, это ацетилхолин и глутамат. А болезнь Альцгеймера, как если бы она следовала ленинскому рецепту вооруженного восстания, берет штурмом почту, телефон и телеграф — то есть выводит из строя разные системы связи мозга. Еще до того как нервные клетки погибнут, они оказываются ограничены в общении. Ацетилхолина становится слишком мало, а глутамата, наоборот, слишком много. Три из четырех лекарств — донепезил, ривастигмин и галантамин — не дают разрушать дефицитный ацетилхолин. А препарат мемантин борется с избытком глутамата.

С 1998 по 2014 год фармакологи насчитали ровно 123 неудачные попытки разработать средство от Альцгеймера

Герой свежих новостей — соланезумаб — другой случай: его мишень сам нейродегенеративный процесс. Как болезнь Альгеймера разрушает мозг? Самая популярная теория («амилоидная гипотеза») обвиняет во всем маленькие белковые молекулы под названием «бета-амилоиды», которые разучились правильно сворачиваться в клубок. Вместо этого они налипают друг на друга, превращаясь в гигантские по меркам клетки агрегаты (их называют «амилоидные бляшки»), и становятся неуязвимы для внутриклеточной системы сборки мусора. Одиночную молекулу белка эта система еще в состоянии переварить, а огромную груду — уже нет. Переполненные бета-амилоидом нервные клетки сначала перестают справляться со своей работой, а потом умирают.

В 2002 году биохимик Стивен Пол, изобретатель соланезумаба и будущий вице-президент Eli Lilly, придумал, как притормозить амилоидную катастрофу в мозге (и немедленно подтвердил свою идею экспериментом на мышах). Достаточно, рассуждал Пол, перехватывать на полпути к бляшке одиночные молекулы бета-амилоида — равновесие сдвинется, бляшки останутся без строительного материала. А кто в организме лучше всего обучен такому прицельному перехвату? Антитела, главное оружие иммунной системы. Обычно они безошибочно опознают какой-нибудь конкретный белок на поверхности чужеродного тела, бактерии или вируса, и прилепляются к нему — как радиомаяк к вражеской подлодке, чтобы ее потом легко нашла торпеда.

Минус в том, что бета-амилоид — не какая-нибудь инфекция из внешнего мира, а собственный белок организма. К ним антитела не вырабатываются, чтобы иммунная система не атаковала своего хозяина день и ночь. Значит, нужно натренировать чей-нибудь чужой иммунитет — и уже его антителами воевать с Альцгеймером.

Как этого добиваются? «Берете вещество, к которому нужно получить антитело. Ну, например, бета-амилоид. Колете его кролику или мыши. Организм возмущается, начинается иммунный ответ. Вырабатывается огромное количество различных клеток-лимфоцитов, которые производят разные антитела», — объясняет Виталий Кушниров, ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики Института биохимии имени А.Н. Баха РАН.

Соланезумаб — пример антител «из пробирки», которые еще называют моноклональными. Трудно выговаривамый термин означает, что их произвели на свет в лаборатории потомки (клоны) одной-единственной (моно) иммунной клетки из организма мыши, иммунитет которой научили реагировать на вредный белок. Чтобы клетка жила, делилась и давала урожай антител вне организма, ее сделали бессмертной, скрестив с раковой. Это универсальная технология производства самых разных новых лекарств (за которую уже успели дать Нобелевскую премию еще в 1984-м): другие моноклональные антитела используют для борьбы с лихорадкой Эбола, меланомой и еще десятками болезней.

Читайте также:  Болезнь альцгеймера может быть агрессивной

Даже такой нетривиальный синтез лекарства — не самое сложное. Стандартная постановка задачи «вот больной, подберите ему лекарство» — в случае соланезумаба оказалась перевернута с ног на голову: уже имея готовый препарат, ученые долго искали, кому и как именно он сможет помочь — у болезни Альцгеймера много степеней тяжести.

Джулианна Мур (Оскар–2015 за лучшую женскую роль) сыграла профессора–лингвиста в фильме «Всё ещё Элис», у которой в 50 лет был диагностирован Альцгеймер, и она постепенно потеряла память

В прошлом июле команда из Eli Lilly рассказала на научной конференции о промежуточных результатах исследований и дала понять, на что надеяться. У подопытных замедлилось падение когнитивных способностей — на 30%. Те, кто 18 месяцев получал препарат, выиграли 6 месяцев из этих 18 по сравнению с теми, кому давали плацебо.

Препарат добрался до третьей, финальной стадии клинических испытаний еще в 2009 году. А в 2012-м его почти забраковали, когда на большой и разношерстной группе больных он сработал плохо. Только после вдумчивого анализа данных стало понятно, что пациентов стоит подбирать иначе. Наконец, 15 марта этого года Eli Lilly сообщила в официальном пресс-релизе, что доведет испытания до конца в последнем квартале 2016-го. Это и была хорошая новость, а плохая состояла в том, что из двух заявленных как «первичная цель» критериев (по ним определяют, удалось клиническое испытание или провалилось) оставили один — когнитивные способности. И забраковали второй — способность больного позаботиться о себе.

Когда ваш родственник давно и тяжело болен Альцгеймером, это звучит не очень обнадеживающе. Много ли толку, если человек чуть лучше решает кроссворды, если он не в состоянии переодеться и удержать чашку в руках? От лекарства ждали, что оно высвободит время миллионам людей, которые ухаживают за тяжелобольными, но такого никто больше вроде бы не обещает.

Если вы не биржевой брокер, которому нужно отреагировать на новости как можно быстрее, то спустя несколько минут чтения вы обнаружите, что все не так уж и плохо. Потому что ученые решают — и решали с самого начала — другую проблему. А именно: как максимально оттянуть момент, когда больному понадобится уход.

Для участия в последних клинических испытаниях соланезумаба вербовали людей на ранних стадиях Альцгеймера, которым все еще несложно налить себе чаю или переодеться. Поэтому второй критерий — насколько лекарство облегчает эти задачи — просто неинформативен: как с лекарством, так и с плацебо они одинаково хорошо справляются.

Что касается поздних стадий Альцгеймера, то их бесполезно пытаться вылечить. Даже у больных со злокачественной опухолью в голове положение не такое безнадежное: всегда есть надежда, что когда хирург вырежет опухоль, та перестанет ограничивать приток крови к какой-нибудь важной зоне мозга и ясность ума вернется. В случае Альцгеймера возвращаться нечему и некуда — болезнь убивает клетки мозга раз и навсегда. «Если клетка погибла, то живой воды на этот случай нет. И вряд ли она появится», — объясняет профессор Светлана Гаврилова, руководитель научно-методического центра по изучению болезни Альцгеймера Научного центра психического здоровья РАН. — Поэтому начинать лечение надо, конечно же, если говорить о предотвращении развития слабоумия, еще до того, как болезнь вышла в клиническую стадию».

Болезнь Альцгеймера, как давно подозревали врачи, начинается за десятилетия до первых симптомов. В январе этого года ученые из шведского Каролинского института доказали: первые воспалительные изменения в мозге можно отследить за 20 лет до того, как начнет отказывать память. У человека внезапно ненадолго вырастает (и потом снижается обратно) число астроцитов — звездчатых клеток, которые в здоровом мозге служат чем-то вроде жесткой арматуры для мягких конструкций из нейронов. Такие изменения начали находить на позитрон-эмиссионных томограммах у 50-летних с высокой наследственной предрасположенностью к Альцгеймеру — например, у носителей генов PSEN1, APPswe и APParc. Почти у каждого подопытного были родственники, у которых Альцгеймер проявился в возрасте далеко за 60 — и скорее всего, самих их ждет примерно та же судьба.

Пока единственная польза от раннего диагноза — знать, что все ваши долгосрочные планы должны уложиться в ближайшие 20 лет. До первых симптомов — как до Марса, а врачи уже ничем не могут вам помочь

ПЭТ-томографы, пусть и не стоят еще в каждой районной поликлинике, довольно обычный для медиков инструмент. Правда, в исследовании Каролинского института использовали набор довольно экзотических веществ-маркеров с радиоактивной меткой, которые помечают в мозгу нужные клетки. Но даже такой сложный прием ввести в медицинскую практику по всему миру намного легче, чем изобрести лекарство от Альцгеймера. То есть ранняя диагностика — кажется, дело самого близкого будущего.

Пока единственная польза от раннего диагноза — знать, что все ваши долгосрочные планы должны уложиться в ближайшие 20 лет. До первых симптомов — как до Марса, а врачи уже ничем не могут вам помочь.

Новые препараты вроде соланезумаба, если у фармакологов все получится, могли бы продлить именно этот, бессимптомный, период жизни. Даже 30% от 20 лет — это дополнительные шесть лет. Срок, за который можно окончить консерваторию по классу скрипки. Или отучиться в университете на молекулярного биолога и потратить остаток времени на борьбу с болезнью, которая рано или поздно не может не поддаться, как поддались когда-то туберкулез или холера.

источник

В России больше 1,5 миллиона человек живут с диагнозом «болезнь Альцгеймера». Ее принято считать недугом пожилых, но масштабы серьезнее: вот и участвующий в оскаровской гонке фильм «Все еще Элис» рассказывает историю раннего угасания. «Город» поговорил с людьми, чьих родных коснулась эта болезнь.

Что такое болезнь Альцгеймера

Самое распространенное нейродегенеративное заболевание у людей старше 65 лет. Начинается с проблем с кратковременной памятью, затем у человека начинаются проблемы с речью и письмом, он перестает узнавать знакомые лица и места, ему сложно восстановить последовательность событий. Меняется настроение и зрительное восприятие.

Болезнь Альцгеймера в цифрах

По состоянию на 2006 год в мире насчитывалось 24 миллиона людей с деменциями. В России страдают более 1,5 миллиона людей, но болезнь Альцгеймера у нас чаще называют маразмом, старческим слабоумием или склерозом. По данным Alzheimer’s Assosiation, признаки болезни выявляются у каждого восьмого человека после 65 лет и у каждого второго старше 85 лет. Причем многие не воспринимают болезнь Альцгеймера как патологическое состояние, и в волонтерские центры чаще всего приходят дети пациентов, в трети случаев — их пожилые супруги.

Кто находится в зоне риска

Определенных факторов риска не существует, среди возможных — пожилой возраст, генетика, черепно-мозговые травмы, сердечно-сосудистые заболевания, курение, избыточный вес и повышенный холестерин.

На данный момент идут исследования возможности определять деменции по анализу крови, но однозначных результатов все еще нет. Считается, что умственная деятельность определенно способствует снижению рисков, обратное доказывает то, что жертвами Альцгеймера становятся ученые, писатели и политики, например, Маргарет Тэтчер, Рональд Рейган и Айрис Мердок. Средняя продолжительность жизни после постановки диагноза — около восьми лет.

Почему планирование важно

В фильме «Все еще Элис» героиня Джулианны Мур, находясь в здравом уме, составляет для себя пошаговую видеоинструкцию о том, как покончить с собой, когда ее состояние регрессирует. На самом деле, сейчас принято заранее планировать качество собственной жизни: можно заранее продумать и метод управления делами и финансами (образец финансовой доверенности можно посмотреть, например, здесь), и договориться с родственниками о системе ухода.

Джулиана Мур номинирована на «Оскар» за главную роль в фильме «Все еще Элис» о профессоре лингвистики Элис Хауленд, которая внезапно начинает забывать слова: у Элис — генетически обусловленная болезнь Альцгеймера, начавшаяся слишком рано

Виктория, Минск (Имя изменено. – Прим. ред.): «Началось все с того, что мама начала теряться во времени, а потом и в пространстве. Она и раньше любила поспать днем, а тут начала делать это регулярно и, просыпаясь, не понимала, утро сейчас или вечер. Дальше стало еще хуже — я вообще не могла переубедить ее, что завтрак готовить не нужно, и сейчас мы должны поужинать. За вечер она высыпалась и ночами бродила по комнатам, а потом засыпала на табуретке в кухне и могла даже упасть. Потом у нее начались проблемы с ориентацией в пространстве. Ее постоянно клонило в горизонтальное положение, это было похоже на радикулит — походит-походит и ложится, говорит, спина болит. Когда это затянулось на месяцы, я начала переживать. Мама про свои симптомы не могла толком ничего рассказать и на вопрос «Что с тобой?» отвечала либо «Не знаю», либо «Мне плохо». Мы вызвали врача на дом, она ничего не объяснила, сказала только, что «будет еще хуже».

Потом мама стала забывать слова. Начнет говорить фразу, забудет одно слово, но не останавливается, а заменяет его на любое другое, которое помнит, и получается белиберда. Это было самое страшное время в моей жизни. Осознавать необратимость процесса, видеть, как деградирует твой любимый человек, твоя мама — это хуже всего. Я всю жизнь думала, что рак — это самая страшная болезнь, но оказалось, что нет.

Мое отношение к маме не изменилось, изменилась я. Я жалела ее, иногда не выдерживала, и слезы лились ручьями, особенно когда у мамы были некие «проблески» и она начинала осознавать, что с нею, сама начинала плакать, понимая, сколько мучений она мне доставила.

Я забыла про все свои женские радости и удовольствия: косметика, уход за собой — все это перестало для меня существовать. Мои подруги обо всем знали и уже давно перестали звать меня с собой в бары и ночные клубы, хотя не перестали быть близкими людьми, звонили, сочувствовали. Но реальную помощь никто не предлагал. О няне-сиделке не могло быть и речи: эти услуги у нас стоят столько, что дешевле было бы уволиться с работы и сидеть с мамой самой.

Пока мама ходила, она могла забыть выключить газ на кухне, могла выйти на улицу в домашней одежде и потеряться. Я поменяла все входные замки и закрывала ее на ключ, уходя на работу, а она ругалась, что я не даю ей выйти. Очень скоро она перестала меня узнавать, называла Олей. Я для нее была всего лишь медсестрой, которых у нее было якобы несметное количество.

Однажды она упала и сломала шейку бедра — и больше уже не встала. Чтобы понять, как жить дальше, я взяла отпуск. Врачи сказали, чего нельзя делать (почти все), а что можно — не сказали. Я взяла няню и отдавала ей всю свою зарплату — не хотела терять работу. При мне мама все время кричала, звала меня, хотя я и так была рядом. Думаю, она осознавала, что с ней, и ей было страшно, что я ее брошу и она останется одна.

Я читала, что личность человека с Альцгеймером меняется. Да, больной многое забывает, но моя мама почти не изменилась. Она всегда была доброй, милой и хорошей женщиной, для меня она навсегда такой и осталась».

Михаил, Москва: «Моей жене было 54, когда я узнал, что она больна. Сам отвел ее к врачу, потому что стал замечать странности: она задавала одни и те же вопросы, забывала о наших с ней договоренностях. Почитал про болезнь, прогнозы были неутешительные. Я все время думал: «Ну за что?» Я любил ее и был, наверное, единственным среди моих бизнес-партнеров, кто по-прежнему жил с первой женой, — у остальных давно уже появились длинноногие любовницы, которые, как известно, приходят вместе с деньгами. Ее болезнь развивалась стремительно, и очень скоро она мало что могла делать сама. Однажды, когда я собирал чемодан в ответственную командировку, сиделка-казашка получила звонок из дома, ей нужно было срочно уйти. Позвонил дочке — она не могла приехать. Сын был не в России. Что делать? Отвез ее в пансионат для пожилых в Подмосковье. Там приличный такой особняк в лесу и условия как в гостинице, плюс постоянный надзор. Через неделю приехал забирать, а она уже закрутила роман с каким-то местным старикашкой! Не реальный, я думаю, но ходила с ним за ручку, обсуждала скорую свадьбу. Я растерялся, честно говоря. Жена, а вернее то, что от нее осталось, довольна, а мне какая с ней жизнь — ни поговорить, ни в ресторан сходить. Звучит жестоко, но она уже ничего не понимала, стала другим человеком, если человеком вообще. Обсудил с родственниками, все согласились, что в пансионате ей будет лучше. Сейчас навещаю иногда из чувства долга. И завел наконец любовницу».

Артем, Белгород (Имя изменено. – Прим. ред.): «Первой в нашей семье заболела бабушка. Сначала мы не называли это Альцгеймером, а пользовались популярным в народе словом «склероз». Это было в 2011 году. На тот момент ей было 72 года, и она до сих пор уверена, что ей 72.

Самая большая проблема была в том, что она не ела. Тут, как нам объяснили, есть два варианта: человек или забывает, что не поел, или забывает, что поел. У нас был первый вариант. Поэтому кто-то постоянно должен был следить, чтобы она приняла пищу и лекарства.

Одно время бабушка с дедушкой жили с нами, я, правда, тогда был в армии. На тот момент болезнь была еще не слишком запущенной — она много чего помнила, но забывала, что произошло только что. Мама нервничала, потому что не могла заставить ее поесть, и бабушка худела на глазах.

Внезапно то же самое началось у дедушки. Тогда он еще преподавал в вузе, но, узнав о диагнозе, вышел на пенсию. Однажды он пропал, и мы искали его три дня. Нашли около университета. Я предположил, что он пошел на работу «по старой памяти».

У дедушки постепенно отнималась речь — он забывал слова и просто что-то бормотал. Год назад он умер. Бабушка жива, но не помнит, кто я такой, не помнит даже мою маму: видя нас, радуется, но не узнает. Очень обидно, что мы никак не можем облегчить ее страдания, а она сама помогать себе не хочет. А надо почаще выводить человека на улицу, общаться с ним. Задавать вопросы по поводу прошлого и настоящего — как бы тренировать мозг. Нанять сиделку, чтобы обязательно был присмотр. Сложно, не все выдерживают, когда пожилой человек превращается в 3-летнего ребенка. Но надо стараться помочь». (Сегодня стало известно, что бабушка Артема умерла. — Прим.ред.)

Рауза, Самара: «Сначала у меня заболела свекровь, через четыре года — мама. Я думаю, что толчком послужили потеря зрения и сильный стресс из-за конфликта с родственниками. Я стала замечать, что она придумывает небылицы, хотя все остальное оставалось по-прежнему. Через какое-то время мама стала апатичной, у нее нарушился сон, иногда были галлюцинации. Основная нагрузка в то время была на папе, но через год его не стало, и всю заботу о маме мне пришлось взять на себя. Сначала трудно осознать, что близкий болен, и, когда он ведет себя неадекватно, тебе начинает казаться, что он просто издевается над тобой. Только четыре года промучившись со свекровью и начав ухаживать за мамой, я осознала, что это уже другой человек и ей бесполезно что-то доказывать.

Начались бессонные ночи, потому что такие больные невменяемы — могут без причины начать рыдать или смеяться, вдобавок у них нарушается сон. Постоянно приходилось стирать и мыть полы, так как со временем у мамы развилось недержание. Осложнились отношения с соседями, они реагировали на запахи, шум, который доносился из квартиры, стали предвзято относиться ко мне. В такой ситуации появляется отчаяние, ведь болезнь длится годами и нет никакой возможности хоть как-то помочь человеку.

Читайте также:  Пептиды при болезни альцгеймера

Постепенно мы поменялись местами. Теперь уже я ощущала себя старше мамы и ухаживала за ней, как за ребенком. На тот момент самым главным для меня было, чтобы мама не выходила из себя. Если что-то ее не устраивало, ее трудно было успокоить, она сразу же начинала нервничать, плакать или скандалить. Мы обтянули матрац полиэтиленовой пленкой, на окно поставили решетку. До этого мама несколько раз забиралась на подоконник и свешивалась из форточки.

От этой болезни нет лекарств, а те, которые выписывал врач, помогают только кое-как удерживать больного в рамках. Ты оказываешься изолированным от всего мира. Обычный терапевт помочь не может, направляют в психдиспансер. В таком состоянии маму везти туда было невозможно, а по закону, как выяснилось позже, психиатр может прийти домой только по решению суда. Предлагали вариант: вызвать бригаду и отправить маму на месяц в психбольницу. Но как ее можно было туда отправить, если она ничего не видела?

Мы полгода мучились, а потом уговорили одного врача приехать на дом. Так узнали, как действовать дальше, поняли, что нужно идти в суд, чтобы признать маму недееспособной. Только в таком случае можно было оформить опекунство и первую группу инвалидности. Три месяца ушло на оформление разных справок, не описать, какой стресс я испытала, когда пришлось идти в суд и подтверждать, что мама недееспособна. После суда казалось, что все страхи, унижения остались позади. И тут выяснилось, что мне еще нужно доказать, что я могу быть опекуном. Пришлось брать справки из психдиспансера, наркодиспансера, от терапевта на себя.

Близким заболевших я бы посоветовала сохранять спокойствие, потому что ваше состояние передается больному, будьте внимательным и терпеливым и в то же время помните о себе. Самое главное самому оставаться здоровым, иначе и больному не поможешь. Найти какое-то хобби, чтобы выжить в этой ситуации. Хотя бы раз в год на неделю куда-то уезжать, чтобы хоть как-то восстановиться, нанять сиделку или попросить кого-то из близких заменить вас. Важно понимать, что ваш близкий — это уже другой человек, хотя внешне остается прежним».

Ирина, Челябинск: «Моя мама болеет вот уже 10 лет, ей сейчас 74 года. В 2005 году пришлось переехать к ней со всей семьей из другого города. Тогда мама толком уже не могла готовить, варила суп из всего, что попадало в кастрюлю, много забывала, поэтому папа попросил нас приехать. Мама меня узнала, вроде бы обрадовалась нашему приезду, но через час уже считала меня захватчицей жилплощади и денег. Каждое утро у нее начиналось с поиска по всей квартире этих денег. Когда находила их, перепрятывала, потом их было не найти и тем более не забрать — в ее глазах я была воровка. Еще ей постоянно нужно было на улицу, оттуда она с гордостью притаскивала с помойки какие-то вещи. Поэтому у двери я проводила строгий досмотр, и случались жуткие обиды, если я заворочивала то, что она принесла.

Летом 2007-го мама потерялась, ее искали 10 дней и после этого сразу оформили инвалидность по психиатрии. Сейчас, по прошествии всех лет, скажу, что первые пять были просто цветочками по сравнению со следующими тремя-четырьмя годами. Вот тут я стала загнанным механизмом, я ненавидела всех и злилась — эти два чувства стали основными спутниками моей жизни. Какая там семья: детям, можно сказать, с панталыку выбрали техникум, а сейчас пожинаем плоды вот такого подхода, а точнее — неподхода к сыновьям. Надо отдать им должное — никто из них никогда не корил нас за такую жизнь.

Пару лет назад у мамы началась сильная агрессия, она кидалась на меня, сильно злилась и орала, поэтому психиатр выписал нейролептик. Она пропила его с полгода, и самое лучшее, что свершилось, — вернулась любовь к моей мамочке. Я уже ничего не боюсь, смотрю на прожитые 10 лет не с досадой, а с ощущением, что мне дано быть рядом, оберегать и заботиться, что так и должно быть».

Главная и самая авторитетная зарубежная ассоциация предоставляет информацию о последних исследованиях, лучших специалистах и собственных благотворительных инициативах. Русскоязычная версия сайта предлагает единственную опцию — разобраться в основах работы мозга и тех процессах, которые в нем происходят под влиянием деменций.

Единственная в России некоммерческая организация, созданная для помощи пациентам с болезнью Альцгеймера и их семьям. Кроме информационной поддержки и библиотеки полезных ссылок, проводит семинедельные занятия с родственниками больных, объясняя, как помогать близким и справляться самим.

Разработанный учеными из Университета Огайо 15-минутный тест на проверку угасания функций мозга. Провести тест можно дома, распечатав четыре листа с 22 вопросами и заданиями.

источник

Стигматизированная и непонятная, а иногда даже пугающая, она может быть легко искажена. Вот почему так важно, чтобы фильмы, рассматривающие эту тему, достоверно отражали её на экране. В следующем списке вы найдете те, которые делают это с большим успехом.

В их сюжете нет ни дешёвой иллюзии, ни бредовых убийц или причудливых героев, всё время представляющих инопланетный заговор. Какой бы тон они не принимали – смелый, беспечный или даже отвлечённый – это фильмы, которые понимают серьёзность темы и затрагивают её с уважением. А иногда даже с улыбкой.

Сюжет: Прибыв в Тайбэй для отбора в команду участников Международной Математической Олимпиады от Великобритании, вундеркинд (Эйса Баттерфилд) находит новых друзей и обретает уверенность в себе.

Рассматривает проблему: Фильм «Х + У» (В США переименован как «Блестящий Молодой Ум») рассматривает умственные способности людей, страдающих аутизмом, на примере того, как эрудит Нейтан видит мир в результате спектрального расстройства (аутизм сам по себе не является психическим заболеванием). Превосходное исполнение Эйса Баттерфилд, искусно избегающего излишней сентиментальности, превращает фильм в нечто большее, чем просто британская версия Человека Дождя.

Сюжет: Экранизация одноимённого романа Джеффри Евгенидиса. Пятеро сестёр-подростков помещены в изоляцию своими религиозными родителями после того как одна из них совершает самоубийство.

Рассматривает проблему: Душераздирающий фильм Софии Коппола не церемонится в изображение депрессии, которая в случае с пятью сёстрами Лисбон, превращается в определённый групповой опыт, ведущий к трагическому самоубийству. Он связывает расстройство с половым созреванием и взрослением, а также демонстрирует как посторонние (в фильме это группа мальчиков, очарованных сёстрами) иногда не осознают силу психического воздействия.

Сюжет: Киноман (Джонни Депп) завязывает отношения с душевнобольной (Мэри Стюарт Мастерсон), когда переезжает в квартиру, которую она делит со своим братом Бенни (Эйдан Куинн).

Рассматривает проблему: Несмотря на некоторую долю критики за стерилизацию шизофрении, Бэнни и Джун имеет успех благодаря выигрышному трио ведущих исполнителей, особенно Мэри Стюарт Мастерсон в роли Джун. Он не излишне сентиментален и в отличие от некоторых фильмов, связанных с душевными расстройствами, не ограничивает героиню от взаимодействия с окружающими.

Сюжет: Экранизация одноимённого романа Лайонел Шрайвер, где мать (Тильда Суинтон) вынуждена принять своего сына и совершённое им ужасное преступление.

Рассматривает проблему: Блестяще изображает потенциальные трагические последствия антисоциального расстройства личности и его влияния на близких пострадавшего. Фильм «Что-то не так с Кевином» мрачен, но жизненно важен для просмотра. Он рассматривает расстройство с точки зрения человека, а не использует его для эпатажности. Потрясающая игра Эзра Миллер в роли находящегося не в себе повзрослевшего Кевина и Суинтон в роли его сопереживающей и правдоподобной матери.

Сюжет: Один день из жизни трёх женщин разных поколений, подверженных влиянию романа «Миссис Дэллоуэй», включая и автора Вирджинию Вулф (Николь Кидман).

Рассматривает проблему: Экранизированный по роману Майкла Каннингема, обладателя Пулитцеровской премии, фильм «Часы» отражает влияние психических заболеваний, включая депрессию и биполярное расстройство, на совершение самоубийства. Начиная и заканчивая самоубийством Вульф, фильм также показывает беременную домохозяйку Лору (Джулианна Мур), которая рассматривает вопрос совершения самоубийства, но изменяет своё решение из-за центрального романа фильма. Кидман получила Оскар в номинации «лучшая женская роль» за потрясающее и трогательное представление Вульф.

Сюжет: Спасённый от самоубийства бродягой (Робин Уильямс) радиоведущий (Джефф Бриджес) ищет искупления за совершённую им ошибку, приведшую к бойне в ресторане.

Рассматривает проблему: Оба главных персонажа в комедии-драме связаны одним событием. Радиоведущий Бриджеса погружается в депрессию вследствие того, что стал причиной совершения звонящим на радиостанцию бойни. Этот трагический случай непосредственно затронул и Пэрри Уильямса, страдающего посттравматическим стрессовым расстройством после гибели своей жены. Фильм также содержит один из лучших экранных моментов Гиллиама – романтический танец на железнодорожном вокзале.

Сюжет: Писатель-мизантроп с обсессивно-компульсивным расстройством (Джек Николсон) завязывает отношения с матерью-одиночкой (Хелен Хант) и дружбу с художником-геем (Грег Киннер).

Рассматривает проблему: Несмотря на то, что фильм рассматривает вопросы обсессивно-компульсивного расстройства немного упрощённо, Николсон потрясающ в изображении скрытых симптомов нарушения, включая страх заражения и того как он может оттолкнуть окружающих. Вы будете счастливы находиться рядом благодаря идеальному сочетанию юмора и горя в фильме.

Сюжет: Когда любовь приходит в его жизнь, Гилберт (Джонни Депп) вынужден приспосабливаться совмещать её с заботой о своём младшем брате (Леонардо Ди Каприо) и страдающей ожирением матери (Дарлин Кейтс).

Рассматривает проблему: Прочувствованная экранизация одноимённого романа Питера Хеджеса. Фильм «Что гложет Гилберта Грейпа» изображает Ди Каприо, преуспевшего в изображении Арни, страдающего от расстройства развития, включая аутизм. Здесь мы также видим депрессию в виде Бонни (Дарлин Кейтс), которая отказалась от жизни после самоубийства своего мужа.

Сюжет: Рыба-клоун, подверженная страху открытого океана, отправляется на поиски сына в сопровождении компаньона, страдающего проблемами с памятью.

Рассматривает проблему: Может показаться странным, но «В Поисках Немо» содержит несколько искусно переданных психических заболеваний. Дори – это очевидный случай кратковременной потери памяти, воспроизводимой не просто для смеха. Рыбка Немо проявляет состояние обсессивно-компульсивного расстройства и приступов паники и Марлин, отец Немо, мотивирован всплесками паники, вызванными травмой. С таким же эмоциональным изяществом Pixar позже возьмётся за изображение депрессии в «Головоломке».

Сюжет: Преследуемый видениями гигантского кролика, тинэйджер (Джейк Джилленхол) поддаётся манипуляциям и совершает преступления из-за страха крушения мира.

Рассматривает проблему: Культовый фильм «Донни Дарко» можно интерпретировать по-разному, но он может служить правдоподобным отчётом воздействия шизофрении. После совершения ряда преступлений Донни (Джилленхол) жертвует собой ради блага семьи и окружающих. Гениальность фильма состоит в том, что настолько явно помещает нас в шкуру Донни, что мы даже не знаем чему верить.

Сюжет: Тревожная южная красавица (Вивьен Ли) переезжает к своей сестре (Ким Хантер) и неотёсанному зятю (Марлон Брандо) в Новый Орлеан.

Рассматривает проблему: Фильм верен пьесе Теннесси Уильямса, обладателя Пулитцеровской премии. Как и Банше, Ли проделала отличную работу в передаче психических болезней, которыми страдает её героиня, включая пограничное расстройство личности и вероятно обсессивно-компульсивное расстройство. Стоит отметить, что он ознаменовал появление Марлона Брандо в качестве голливудской иконы благодаря своей безупречной игре.

Сюжет: Преисполненная решимости довести свою дочь до финала конкурса красоты, семья с дисфункциями совершает поездку через всю страну в своём фургончике Volkswagen.

Рассматривает проблему: Освещая депрессию в неустрашимом, прозаичном, а иногда и в духе чёрной комедии стиле, «Маленькая мисс Счастье» изображает двух персонажей, страдающих расстройствами, один из которых ранее пытался совершить самоубийство. Центральная линия фильма позволяет этим двоим сблизиться с семьёй и раскрыть свои проблемы, что приводит к поистине жизнеутверждающему финалу, где вся семья поддерживает свою младшую дочь и её захватывающий дух, дикий театрализованный танец.

Сюжет: После пребывания в психиатрической лечебнице бывший учитель (Брэдли Купер) возвращается к своим родителям и сближается с недавно овдовевшей женщиной (Дженнифер Лоуренс).

Рассматривает проблему: Фильм «Мой парень – псих» – уникальная романтическая комедийная драма, которая рассказывает о персонаже, страдающем биполярным аффективным расстройством. Она может быть более предсказуемой, чем вы ожидали, но невозможно отрицать превосходную игру всех вовлечённых актёров. Неудивительно, что исполнительница главной женской роли Дженнифер Лоуренс получила за свою работу «Оскар».

Сюжет: Жизнь профессора лингвистики (Джулианна Мур) меняется кардинальным образом, когда у неё диагностируют болезнь Альцгеймера.

Рассматривает проблему: Душераздирающий фильм «Всё ещё Элис» использует достоверные описания болезни Альцгеймера. Хоть фильм и не рассматривает психическое заболевание, он точно изображает симптомы психического здоровья, которые могут проявиться с болезнью и Мур заслуженно собрала многочисленные награды за своё исполнение. Прекрасно передаёт свою роль и Кристен Стюарт, сыгравшая одну из дочерей женщины, теряющей память.

Сюжет: Основан на автобиографическом романе писательницы Сюзанны Кейсен, которая провела 18 месяцев в психиатрической больнице, с Вайноной Райдер в исполнении в главной роли.

Рассматривает проблему: Как и «Пролетая над гнездом кукушки», фильм «Прерванная жизнь» показывает ряд расстройств, таких как пограничное расстройство личности, и предоставляет грамотное исследование душевной болезни и её лечения в целом. Хоть и говорят, что автор не является сторонником кинематографа, это не помешало ему стать создателем карьерной роли для Анджелины Джоли.

Сюжет: После помещения в психиатрическую больницу преступник (Джек Николсон) восстаёт против жестокого распорядка, созданного старшей медсестрой (Луиза Флетчер).

Рассматривает проблему: «Пролетая над гнездом кукушки» – это второй фильм в истории мирового кинематографа, завоевавший Оскар в пяти престижных номинациях. Примечателен тем, что ставит под сомнение определение психиатрических болезней, хотя у персонажей однозначно есть нарушения, включающие антисоциальные расстройства. Важное место в раскрытии темы занимает медсестра Рэтчед, проявляющая патологическую жестокость и склонность к мании величия.

Сюжет: Бизнесмену, (Джеймс Стюарт) близкому к совершению самоубийства в канун Рождества, ангел- хранитель показывает как помогла его жизнь другим людям.

Рассматривает проблему: Созданный в подлинно классическом направлении сказочной драмы, фильм «Эта замечательная жизнь» может фокусироваться на главном герое, подверженном состоянию клинической депрессии, но основная идея несёт положительный заряд. Это начальное представление на экране когнитивной поведенческой терапии, преодолевающей депрессию, где главный герой изменил представление о своей жизни и разочарованиях.

Сюжет: В центре фильма находится Форрест Гамп (Том Хэнкс), – человек с умственной отсталостью, который своим появлением невольно оказал влияние на наиболее определяющие моменты 20-го века.

Рассматривает проблему: История жизни человека с психическим расстройством, которого жизнь по мановению пёрышка пронесла через важнейшие моменты истории 20-го века. Культовый и высоко оцененный фильм Земекиса рассматривает также посттравматическое стрессовое расстройство на примере лейтенанта Дэне Тэйлора, командующего взводом Фореста на войне во Вьетнаме. Он из всех сил пытается приспособиться к жизни после войны, превратившей его в калеку, и в конечном итоге ему это удаётся.

Сюжет: После смерти отца циничный молодой бизнесмен (Том Круз) узнаёт, что у него есть больной аутизмом старший брат (Дастин Хоффман), который унаследовал всё имущество после смерти отца.

Рассматривает проблему: Самый кассовый фильм 1988 года, «Человек Дождя» награжден четырьмя Оскарами включая номинацию «лучшая мужская роль» Дастина Хофмана за гипнотизирующее исполнение роли обладающего феноменальными способностями Рэймонда. Это одно из самых значительных экранных отражений аутизма, оказавшее огромное влияние на изучение данного расстройства.

Сюжет: Мужчина (Гай Пирс), страдающий кратковременной потерей памяти, разыскивает убийцу своей жены, используя метод заметок, фотографий и татуировок.

Рассматривает проблему: Получил высокую оценку медицинских специалистов за точный образ антероградной амнезии (неспособность создания новых воспоминаний). Фильм использует инвертированную композицию для демонстрации эффектов «бесконечного настоящего», присущего этому расстройству. С одной стороны это захватывающая, окутывающая мистерия, а с другой стороны – это заставляющий думать реалистичный фильм о природе и функционировании памяти. Может у главного героя и существуют проблемы с запоминанием, но, без всякого сомнения, в вашей памяти этот фильм задержится надолго.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *