Меню Рубрики

Ужасы про бабку и болезнь альцгеймера

Недостаточное количество голосов

То, что начиналось как трогательный документальный фильм о том, как у Деборы Логан начала развиваться болезнь Альцгеймера, и как ее дочь борется за нее, в результате превратилось в сущий кошмар. Никто не подозревал, что за болезнью Деборы скрывается куда большее зло…

Одержимость всевозможными демонами и бесами — одна из излюбленных тем для создания десятков, или даже сотен картин в жанре хоррор. Настоящая мания, связанная со столь непростой проблемой, стартовала в кинематографе благодаря эпохальному фильму Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» 1973 года и впоследствии чуть ли не каждый год священники или независимые энтузиасты раз за разом освобождают тела людей от нежелательного сверхъестественного присутствия. а в последние годы представленная тематика так и вовсе бьет все рекорды. «Шесть демонов Эмили Роуз», «Одержимая», «Последнее изгнание дьявола 1, 2», «Пришествие дьявола», «Обряд» — и это лишь вершина айсберга. Ленты об экзорцизме выходят в огромном количестве и их создатели даже не думают останавливаться, продолжая вновь и вновь исследовать поле деятельности, в котором попросту не осталось белых пятен. Хотя, как известно, спрос порождает предложение, а это значит, что зрители далеко не против в очередной раз стать заочными участниками еще одного сеанса по изгнанию сил зла, каким бы тривиальным он бы не был. В 2014 году одним из самых эффектных фильмов своеобразного под-жанра хоррора стала «Одержимость». Отечественные локализаторы решили отказаться от оригинального перевода названия («The Takihg», то бишь «Забранная»), которое по их мнению мало что скажет рядовому зрителю, а обозвали ленту Адама Робитела донельзя стереотипным и невыразительным названием, которое хоть и отображает суть происходящего, но особого внимания публики привлечь не в состоянии. «Одержимость» пришла к нам очень тихо и осталась практически незамеченной. Тем не менее к фильму все-таки стоит присмотреться, ведь он действительно неплох, только на что-то особенное не рассчитывайте.

Итак, сюжет фильма знакомит нас со студенткой медицинского университета Мией (Мишель Энг) которая получает грант на съемку документального фильма о борьбе с болезнью Альцгеймера и вместе со своими товарищами отправляется за город, в одиноко стоящий посреди леса шикарный особняк, в котором проживает Сара (Энн Рэмси), а также ее болеющая мать Дебора (Джилл Ларсон). Целью съемок документального фильма является пошаговое документирование всего, что происходит с Деборой. Поначалу несчастная женщина кажется абсолютно адекватным человеком и на удивление симпатичной, как для ее лет, женщиной. Однако с течением времени в Деборе начинают довольно бурно проявляться признаки болезни. Героиня не может провести ночь в кровати, то и дело бегая по дому, совершая совершенно невообразимые вещи. На следующий день она, естественно, ничего не помнит. Развитие болезни Альцгеймера проходит по ускоренному темпу и несчастный конец близится для женщины неумолимо быстро. Но не все в ее истории так просто. Расставленные по дому видеокамеры фиксируют все шаги и действия Деборы и оказывается, что далеко не все, что с ней происходит, поддается научному обоснованию. Есть серьезные предпосылки на счет того, что в женщину вселилась некая таинственная сила, использующая ее тело в своих корыстных целях.

Как нетрудно догадаться, «Одержимость» снята в популярной ныне манере псевдо-документальной съемки. Режиссер Адам Робител попробовал привнести в свою постановку куда больший смысл, нежели рядовое изгнание бесов и в завязке повествования сделал небольшой упор на разъяснение для неосведомленного зрителя, что же такое на самом деле болезнь Альцгеймера. Вставив в картину несколько кадров реальной хроники, которые вызывают неподдельно сильные переживания, Робител, к сожалению, в дальнейшем ушел от научной проблематики в сторону и сосредоточил повествование на работе съемочной группы, которая ведет себя по меньшей мере непрофессионально. По сути Мия и ее команда, согласно сюжету имеющие отношение к миру медицины, не в состоянии хоть как-то помочь Саре в борьбе с яростно проявляющимися симптомами болезни ее матери, а попросту носятся по дому и исполняют команды дочери, до конца не понимая что же происходит. Также фильму не помешало бы прибавить в динамике. Адам Робител очень поспешно начал и вкинул нас с вами в самую гущу событий, моментально познакомив со всеми действующими лицами. Ну а после этого развитие истории существенно притормозило. Было бы неплохо в моменты простоя ознакомить аудиторию с немаловажными аспектами протекания болезни, а также буквально влезть в прошлое Деборы и выявить там различные занятные факты ее биографии. Все это, конечно, в сюжете присутствует, но рывками и порой представленную информацию можно было бы обыграть куда тщательнее и придумать более занятные, и даже шокирующие повороты повествования. Также хочу сказать, что «Одержимость» расстраивает алогичным поведением героев, на которое невозможно не обратить внимание, так как оно уж очень сильно бросается в глаза. Вот парочка примеров:

— герои обнаруживают, что Дебора в приступе болезни пытается съесть фарфоровые фигурки, но тем не менее они оставляют множество из них у ее постели на тумбочке;

— зная, что Дебора особо активна ночью и может совершить какую-то глупость, герои не только не привязывают ее, а даже не оставляют ночной караул;

— героев абсолютно не удивляют потусторонние силы и они без особых рассуждений бросаются с ними в бой, будто это вполне обыденные вещи (хотя данный аспект ленты можно расценивать как положительно, так и отрицательно).

Продолжать о недостатках постановки можно еще долго, но чего у творения Адама Робитела не отнять, так это поразительно достоверной игры Джилл Ларсон, которая просто блестяще показала нам, как нелегко может приходится окружающим, когда рядом с ними находится родной человек с психическими отклонениями. Мы встречает ее героиню, Дебору, когда она выглядит настолько хорошо, что даже здоровые люди позавидовали бы этому, но с каждым последующим днем женщина начинает сдавать и на своем примере показывать, какие ужасы таит в себе болезнь Альцгеймера. Причастие режиссера к столь мощной актерской игре минимально. Джилл Ларсон является тем человеком, который на своих плечах несет картину прямо к финалу и полностью переигрывает своих молодых коллег. И после столь эффектной партии у меня остается только один вопрос: почему ранее актрису не замечали режиссеры первой категории и не предлагали роли, соответствующие ее таланту?

В итоге хочу сказать, что «Одержимость» классикой своего жанра все-таки не станет, но тем не менее ознакомится с ней стоит. Адам Робител в меру своих возможностей сыграл на территории, ранее им неизведанной. Конечно ему еще многому придется научится, если он все же хочет стать именитым постановщиком, а пока балом в его картине правит Джилл Ларсон, великолепная актриса старой закалки, доказавшая, что ее в свое время явно недооценили. Я рекомендую данную ленту к просмотру только тем зрителям, которые уже посмотрели лучшие образцы историй про экзорцизм. Ведь только ленту можно будет адекватно оценить, выявив все ее плюсы и минусы.

Мы такое уже видели

Фильмов подобного жанра (кто-то в кого-то вселился, зло в доме, съемка дома «любительскими» камерами и т. д.) развелось великое множество, всё благодаря успешным первопроходцам. Конкретно этот фильм из массы одинаковой «штамповки» выделяется несильно.

На чем хотели сыграть создатели? Всего на двух моментах, на мой взгляд.

1) Фраза в самом начале, что, дескать, мы видим документальную хронику, но слегка отредактированную для лучшей картинки. Намёк на реальность событий. Ребят, было! Была уже «Ведьма из Блэр», мы все ее прекрасно помним! Только в «Ведьме» действительно всё напоминало реальность происходящего, то тут мы видим просто халтурную работу оператора. Да и актёров!

2) «Особенность случая» главной героини. Очевидно, задумывалось, что первую половину фильма зритель будет свято верить в то, что бабка действительно больна Альцгеймером. И нас зачем-то подводят к середине повествования, что в нее всё-таки кто-то да вселился. Зачем? И так всё предельно понятно и предсказуемо, тупо смотришь и ждёшь, когда чудовище покажет свои «зубы» — кровавые возможности. Только изощренным подходом к демонстрации зверств и садистских штучек и может поразить/заинтересовать фильм подобного ряда!

Так что эти два приёма не сработали явно. Касаемо упомянутых демонстраций зверств — ничего оригинального. Бабка то и то дело оказывается в разных местах (было в других фильмах), рычит (было много раз), разговаривает на неизвестных ей ранее языках (было-было, мы помним!), блюет, причиняет себе страдания и т. д. Единственное, что слегка способно приподнять оценку — момент, когда бабка на манер змеи пыталась заглотнуть голову девочки. Ну что-то более-менее эксклюзивное, но это 2 секунды всего хронометража!

Вселился в нее даже не демон, кстати. Что это? Опять попытка проявить оригинальность? Да вряд ли. Я почему-то сразу Фредди Крюгера вспомнил, только он там не вселялся ни в кого, а мочил во снах.

Подводя итог — ничего нового, ребята. Но для фанатов жанра вполне сойдет, это не трешак там какой-нибудь.

источник

Студентка-медик Миа вместе с приятелями-кинематографистами работает над созданием документального фильма о больных синдромом Альцгеймера. По договоренности с Сарой Логан компания приезжает в дом, где женщина ухаживает за своей престарелой матерью Деборой, у которой стремительно развивается болезнь. За будничными делами жильцы дома и их гости не сразу замечают странные изменения в поведении Деборы, но изо дня в день мистических пугающих происшествий случается все больше. После череды странных ночных эксцессов Миа и Сара приходят к выводу, что вовсе не болезнь является причиной пугающих происшествий, а присутствие таинственного призрака, овладевшего телом Деборы Логан…

В жанре хоррора в последнее время сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, кажется, что в этой среде поле пахано-перепахано настолько, что по-настоящему чем-то удивить искушенного зрителя уже просто невозможно. С другой – фильмы ужасов по-прежнему остаются самым доступным способом для дебютантов заявить о себе новаторскими идеями, оригинальностью съемок или неожиданными сюжетными твистами. Новичков в ужасы действительно приходит много, но далеко не каждый из режиссеров имеет способности, достойные похвал, чаще зрителя ждут однообразные, серые (а чаще черные) страшилки, имеющие на вооружении пару бу-моментов да изобилующие шорохами и скрипом половиц в кромешной тьме.

«Демоны Деборы Логан» ровно из такой когорты однообразных, унылых и лишенных любой логики хорроров. С чего бы они ни начинались, какую бы завязку ни ставили в первый акт, заканчивается все одинаково: герои бегут по мрачному лесу, сырым каменоломням, коридорам заброшенной больницы (нужное подчеркнуть), ругаются на гаснущие фонарики и натыкаются тут и там на фигуры в белом или черном (в зависимости от настроения авторов). Если это не тот тип кино, который вам близок, смело вычеркивайте «Демонов» из своего wish-листа, ничего иного фильм вам не предложит. Если же хоррор для вас территория многократно исхоженная, вами движет академический интерес или желание посмотреть, «что там они еще наснимали», то в фильме можно даже найти крупицы идей, вызывающие интерес. Но лишь крупицы.

Первая крупица – это не совсем обычный акцент фильма на боязни стариков. В этом не принято признаваться, но стариков и старух, особенно выглядящих диковато, неопрятно, неухоженно, мы стараемся избегать не только в кино, но и в жизни. Конечно, это не пресловутые клоуны, серийные убийцы или привидения, но есть в стариках что-то жуткое, какое-то нездоровое безумие. Титульная Дебора Логан – не дряхлая развалина, но женщина, стремительно теряющая саму себя, а вместе с тем и человеческий облик. Она пугает неосознанными действиями, жуткой походкой раненой цапли, пробирающим до костей взглядом. Причем ничего особенного ей даже не нужно делать, это внутренний подсознательный ужас перед старым человеком, словно он является проводником в мир смерти.

Второе, что может вызвать искренний интерес, – это попытка авторов выдать завязку за подлинный документальный фильм об Альцгеймере. Все эти вставки интервью врачей, беседы на докторские темы, походы в больницу, фиксирующиеся камерой, делают картинку живой, а героев представляют доступными людьми из соседнего двора. Прием этот не нов, но, качественно исполненный, он всегда добавляет картине воздуха и тепла.

А вот далее следует сплошное разочарование. Увы, не выдерживают никакой критики ни ночи, проведенные съемочной группой в доме Деборы, ни больничная суета с бесконечным просмотром пленок с камер видеонаблюдения, ни тем более финальная беготня в кромешной тьме. Без тьмы не обойтись – камеры порой просто отключаются на минуту-полторы, а зритель слышит только разговоры героев и пугающие посторонние звуки. Дешевый трюк. Не внушают доверия и действия врачей и полиции – отчего-то представители власти и здравоохранения ведут себя еще более странно, чем одержимая демонами Дебора. Да и с «демоном» вышла неувязочка, история-подложка откровенно слаба и не претендует на оригинальность.

Всему этому может быть выдан только один вердикт: «Демоны Деборы Логан» не представляют особого интереса ни для поклонников жанра, ни для тех, кто на хорроры попадает случайно. Первым совершенно нечего в ленте разбирать, за исключением одного-единственного кульминационного кадра да блистательной игры Джилл Ларсон, а вторых фильм может загнать в сон, действие двигается по-старчески медленно и хаотично. Но такой хоррор можно и в день выдачи пенсии в ближайшем отделении Сбербанка посмотреть.

С 30 апреля в кино.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

источник

  • Продолжительность: 90 мин.
  • Жанр:Ужасы , Триллер .
  • Страна:США.
  • Режиссер:Адам Робител .
  • Сценарий:Гэвин Хеффернан, Адам Робител. »
  • Продюсеры:Джефф Райс, Брайан Сингер. »
  • Оператор:Эндрю Хьюбшер.
  • Художник:Даниэль Азиз, Джейми Бон. »
  • Композитор:Хаим Мазар .
  • Премьера в России: 16.04.2015 . »
  • Качество: BDRip
  • Звук: Профессиональный дублированный

То, что начиналось как трогательный документальный фильм о том, как у Деборы Логан начала развиваться болезнь Альцгеймера, и как ее дочь борется за нее, в результате превратилось в сущий кошмар. Никто не подозревал, что за болезнью Деборы скрывается куда большее зло…

Фильм понравился, так же кому понравился советую посмотреть «Одержимость Майкла Кинга»

НЕнавижу псевдодокументалку и трясущиеся камеры — но тут всё к месту и четко — нормальный жутик сняли.

Люблю фильмы с демонами, по мне они самые страшные и жуткие, но этот чуть досмотрела, как-то не интересно, да и бегающая камера постоянно напрягает, есть жуткие моменты, но если все пересмотрели в этом жанре, то глянуть можно.

Жуткий. Хотя всё собрано из штампов, но расположены они удачно. Метод ручной камеры и манера документальной съёмки вполне оправданы (что редкость).
Оценка: 8 из 10

По мне так туфта полнейшая ,На тему есть хорошие фильмы Заклятие, Астрал. И их не переснять. Не понимаю почему в фильмах ужасов показывают постельные сцены, чем они связаны с сюжетом? Они сразу, или некоторые из них сразу отпадают для просмотра.

Читайте также:  Болезнь альцгеймера потеря аппетита

Было жутко и страшно до мурашек! Актрису на роль Деборы подобрали просто на ура! Жуть. Поклонникам жанра однозначно смотреть 10/10.

Фильм просто класс! Не знаю, кто как, а я повеселилась от души))) Перевод получился очень прикольный! да и бабуля сама по себе тоже прикольная)

Тема экзорцизма уже давно исчерпана!

Люблю фильмы,снятые в таком стиле и подобного жанра.Не скажу,что кино чем-то особо поразило или удивило,но получился вполне добротный ужастик.

Фильм среднячок. На мой взгляд фильм на 1 раз.

Для меня рефлексия на эту кинокартину носит личный характер.Что-то на уровне детских страхов о меняющемся родном человеке,о том,как рушится привычный,ровный мир,как ты наблюдаешь за ужасающими метаморфозами любимого существа и ничего не можешь сделать.
Не являясь фанаткой псевдодокументальных лент,перед этой однозначно снимаю шляпу.Они добрались до каких-то потаенных уголков сознания,по крайней мере,в моем случае.
Сцена с женщиной,пожирающей ребенка это вообще. за гранью.Последний раз такой шквал у меня вызывали «Дар и «Лестница Иакова».
Рекомендую. не знаю,кому.Это или окутывает тебя,или проходит совсем мимо.Пробуйте,может и Вы ощутите тот самый труднообъяснимый ужас,в поисках которого пребывают все любители жанра.

В принципе, в сюжете придраться не к чему, явных ляпов не замечено. Единственное, что не понятно, почему в действие замешано всего двое представителей закона. Ведь мы ясно видели в этом городке целых три пожарные машины, рискну предположить, что городок не такой уж и маленький, неужели там было всего двое полицейских?

Самым явным плюсом картины является актёрская игра, в частности игра главной героини и её дочери, Джилл Ларсон и Энн Рэмси. У первой получилось создать воистину ужасающую героиню, этакую бешеную бабульку, которая одним своим видом способна напугать любого, даже самого бесстрашного человека. А у второй потрясающе получилось изобразить переживания дочери за жизнь своей матери. Да и остальные герои выглядели абсолютно правдоподобными, не заметил ни одного персонажа, актёр играющий которого, не справлялся бы с ролью.

В техническом плане тоже придраться особо не к чему. Да, ничего нового для того что бы напугать зрителя тут не используется, всё те же звуки и устрашающая музыка (не понятно откуда берущаяся на плёнках снятых любительской камерой), но местами атмосфера действительно была ужасающей. Особенно ближе к финалу.

Если сравнивать данную картину с остальными подобными, то она смотрится явно не хуже остальных, а учитывая необычную историю, то и вообще даже в чём то выигрывает. В любом случае, провальным фильм, я назвать не могу. По крайней мере один раз посмотреть его явно можно, как любителям ужасов, так и не предвзятому зрителю.

источник

Недостаточное количество голосов

То, что начиналось как трогательный документальный фильм о том, как у Деборы Логан начала развиваться болезнь Альцгеймера, и как ее дочь борется за нее, в результате превратилось в сущий кошмар. Никто не подозревал, что за болезнью Деборы скрывается куда большее зло…

Одержимость всевозможными демонами и бесами — одна из излюбленных тем для создания десятков, или даже сотен картин в жанре хоррор. Настоящая мания, связанная со столь непростой проблемой, стартовала в кинематографе благодаря эпохальному фильму Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» 1973 года и впоследствии чуть ли не каждый год священники или независимые энтузиасты раз за разом освобождают тела людей от нежелательного сверхъестественного присутствия. а в последние годы представленная тематика так и вовсе бьет все рекорды. «Шесть демонов Эмили Роуз», «Одержимая», «Последнее изгнание дьявола 1, 2», «Пришествие дьявола», «Обряд» — и это лишь вершина айсберга. Ленты об экзорцизме выходят в огромном количестве и их создатели даже не думают останавливаться, продолжая вновь и вновь исследовать поле деятельности, в котором попросту не осталось белых пятен. Хотя, как известно, спрос порождает предложение, а это значит, что зрители далеко не против в очередной раз стать заочными участниками еще одного сеанса по изгнанию сил зла, каким бы тривиальным он бы не был. В 2014 году одним из самых эффектных фильмов своеобразного под-жанра хоррора стала «Одержимость». Отечественные локализаторы решили отказаться от оригинального перевода названия («The Takihg», то бишь «Забранная»), которое по их мнению мало что скажет рядовому зрителю, а обозвали ленту Адама Робитела донельзя стереотипным и невыразительным названием, которое хоть и отображает суть происходящего, но особого внимания публики привлечь не в состоянии. «Одержимость» пришла к нам очень тихо и осталась практически незамеченной. Тем не менее к фильму все-таки стоит присмотреться, ведь он действительно неплох, только на что-то особенное не рассчитывайте.

Итак, сюжет фильма знакомит нас со студенткой медицинского университета Мией (Мишель Энг) которая получает грант на съемку документального фильма о борьбе с болезнью Альцгеймера и вместе со своими товарищами отправляется за город, в одиноко стоящий посреди леса шикарный особняк, в котором проживает Сара (Энн Рэмси), а также ее болеющая мать Дебора (Джилл Ларсон). Целью съемок документального фильма является пошаговое документирование всего, что происходит с Деборой. Поначалу несчастная женщина кажется абсолютно адекватным человеком и на удивление симпатичной, как для ее лет, женщиной. Однако с течением времени в Деборе начинают довольно бурно проявляться признаки болезни. Героиня не может провести ночь в кровати, то и дело бегая по дому, совершая совершенно невообразимые вещи. На следующий день она, естественно, ничего не помнит. Развитие болезни Альцгеймера проходит по ускоренному темпу и несчастный конец близится для женщины неумолимо быстро. Но не все в ее истории так просто. Расставленные по дому видеокамеры фиксируют все шаги и действия Деборы и оказывается, что далеко не все, что с ней происходит, поддается научному обоснованию. Есть серьезные предпосылки на счет того, что в женщину вселилась некая таинственная сила, использующая ее тело в своих корыстных целях.

Как нетрудно догадаться, «Одержимость» снята в популярной ныне манере псевдо-документальной съемки. Режиссер Адам Робител попробовал привнести в свою постановку куда больший смысл, нежели рядовое изгнание бесов и в завязке повествования сделал небольшой упор на разъяснение для неосведомленного зрителя, что же такое на самом деле болезнь Альцгеймера. Вставив в картину несколько кадров реальной хроники, которые вызывают неподдельно сильные переживания, Робител, к сожалению, в дальнейшем ушел от научной проблематики в сторону и сосредоточил повествование на работе съемочной группы, которая ведет себя по меньшей мере непрофессионально. По сути Мия и ее команда, согласно сюжету имеющие отношение к миру медицины, не в состоянии хоть как-то помочь Саре в борьбе с яростно проявляющимися симптомами болезни ее матери, а попросту носятся по дому и исполняют команды дочери, до конца не понимая что же происходит. Также фильму не помешало бы прибавить в динамике. Адам Робител очень поспешно начал и вкинул нас с вами в самую гущу событий, моментально познакомив со всеми действующими лицами. Ну а после этого развитие истории существенно притормозило. Было бы неплохо в моменты простоя ознакомить аудиторию с немаловажными аспектами протекания болезни, а также буквально влезть в прошлое Деборы и выявить там различные занятные факты ее биографии. Все это, конечно, в сюжете присутствует, но рывками и порой представленную информацию можно было бы обыграть куда тщательнее и придумать более занятные, и даже шокирующие повороты повествования. Также хочу сказать, что «Одержимость» расстраивает алогичным поведением героев, на которое невозможно не обратить внимание, так как оно уж очень сильно бросается в глаза. Вот парочка примеров:

— герои обнаруживают, что Дебора в приступе болезни пытается съесть фарфоровые фигурки, но тем не менее они оставляют множество из них у ее постели на тумбочке;

— зная, что Дебора особо активна ночью и может совершить какую-то глупость, герои не только не привязывают ее, а даже не оставляют ночной караул;

— героев абсолютно не удивляют потусторонние силы и они без особых рассуждений бросаются с ними в бой, будто это вполне обыденные вещи (хотя данный аспект ленты можно расценивать как положительно, так и отрицательно).

Продолжать о недостатках постановки можно еще долго, но чего у творения Адама Робитела не отнять, так это поразительно достоверной игры Джилл Ларсон, которая просто блестяще показала нам, как нелегко может приходится окружающим, когда рядом с ними находится родной человек с психическими отклонениями. Мы встречает ее героиню, Дебору, когда она выглядит настолько хорошо, что даже здоровые люди позавидовали бы этому, но с каждым последующим днем женщина начинает сдавать и на своем примере показывать, какие ужасы таит в себе болезнь Альцгеймера. Причастие режиссера к столь мощной актерской игре минимально. Джилл Ларсон является тем человеком, который на своих плечах несет картину прямо к финалу и полностью переигрывает своих молодых коллег. И после столь эффектной партии у меня остается только один вопрос: почему ранее актрису не замечали режиссеры первой категории и не предлагали роли, соответствующие ее таланту?

В итоге хочу сказать, что «Одержимость» классикой своего жанра все-таки не станет, но тем не менее ознакомится с ней стоит. Адам Робител в меру своих возможностей сыграл на территории, ранее им неизведанной. Конечно ему еще многому придется научится, если он все же хочет стать именитым постановщиком, а пока балом в его картине правит Джилл Ларсон, великолепная актриса старой закалки, доказавшая, что ее в свое время явно недооценили. Я рекомендую данную ленту к просмотру только тем зрителям, которые уже посмотрели лучшие образцы историй про экзорцизм. Ведь только ленту можно будет адекватно оценить, выявив все ее плюсы и минусы.

Мы такое уже видели

Фильмов подобного жанра (кто-то в кого-то вселился, зло в доме, съемка дома «любительскими» камерами и т. д.) развелось великое множество, всё благодаря успешным первопроходцам. Конкретно этот фильм из массы одинаковой «штамповки» выделяется несильно.

На чем хотели сыграть создатели? Всего на двух моментах, на мой взгляд.

1) Фраза в самом начале, что, дескать, мы видим документальную хронику, но слегка отредактированную для лучшей картинки. Намёк на реальность событий. Ребят, было! Была уже «Ведьма из Блэр», мы все ее прекрасно помним! Только в «Ведьме» действительно всё напоминало реальность происходящего, то тут мы видим просто халтурную работу оператора. Да и актёров!

2) «Особенность случая» главной героини. Очевидно, задумывалось, что первую половину фильма зритель будет свято верить в то, что бабка действительно больна Альцгеймером. И нас зачем-то подводят к середине повествования, что в нее всё-таки кто-то да вселился. Зачем? И так всё предельно понятно и предсказуемо, тупо смотришь и ждёшь, когда чудовище покажет свои «зубы» — кровавые возможности. Только изощренным подходом к демонстрации зверств и садистских штучек и может поразить/заинтересовать фильм подобного ряда!

Так что эти два приёма не сработали явно. Касаемо упомянутых демонстраций зверств — ничего оригинального. Бабка то и то дело оказывается в разных местах (было в других фильмах), рычит (было много раз), разговаривает на неизвестных ей ранее языках (было-было, мы помним!), блюет, причиняет себе страдания и т. д. Единственное, что слегка способно приподнять оценку — момент, когда бабка на манер змеи пыталась заглотнуть голову девочки. Ну что-то более-менее эксклюзивное, но это 2 секунды всего хронометража!

Вселился в нее даже не демон, кстати. Что это? Опять попытка проявить оригинальность? Да вряд ли. Я почему-то сразу Фредди Крюгера вспомнил, только он там не вселялся ни в кого, а мочил во снах.

Подводя итог — ничего нового, ребята. Но для фанатов жанра вполне сойдет, это не трешак там какой-нибудь.

источник

«У большинства дементоров напрочь пропадают сострадание и интерес к близким»

14.03.2017 в 18:14, просмотров: 196727

Это может случиться с каждым — независимо от пола, профессии и возраста. Старческая деменция (слабоумие) входит в пятерку заболеваний, которые чаще всего безвременно уносят жизни людей на всей планете. Но страшна не только смерть сама по себе: главный ужас этой болезни в том, что она отбирает нормальную жизнь и силы у близких больного. Уход за дементором не похож на заботу о человеке с любым другим серьезным заболеванием: деменция часто превращает человека в монстра, громящего квартиру и бросающегося на самых родных людей.

При этом государство совершенно не стремится принимать в бесплатные учреждения таких больных. Спасение утопающих, то есть родственников дементоров, становится исключительно их собственной проблемой.

«Моя бабушка была хорошим психиатром, поэтому поняла, что болезнь Альцгеймера, пациентов с которой она много лет наблюдала, настигла и ее саму. Она стала готовиться к худшему. Я не понимала, что происходит, думала, на старости лет бабушка чудит. Под ее руководством дедуля сделал стул с дыркой, она запаслась спиртом, огромными кусками полиэтилена, закупила упаковок 100 женских прокладок. Месяца через три я поняла, для чего это все нужно, болезнь развивалась стремительно. Очень быстро она практически перестала ходить и узнавать всех нас. Стул очень спасал, почти биотуалет с ведром, естественно, пригодился и полиэтилен с прокладками, памперсов в те годы еще не было. Так продолжалось два года, потом бабуля тихо ушла от нас во сне», — поделилась своей историей внучка больной деменцией.

Большая часть проявлений старческого слабоумия приходится на болезнь Альцгеймера. Известие о заболевании становится неожиданным для семьи больного, потому что большинство россиян считают, что серьезные проблемы с памятью — нормальное состояние пожилого человека. В результате первые звоночки деменции остаются незамеченными, а бить во все колокола родственники начинают лишь тогда, когда человек полностью теряет память, а то и вовсе превращается в монстра.

Деменция — это приобретенное слабоумие, чаще всего проявляющееся в пожилом возрасте, связанное с утратой человеком всех знаний и практических навыков, приобретенных в течение жизни. По данным ВОЗ, во всем мире насчитывается более 46 миллионов людей с деменцией. По прогнозам ученых, к 2050 году количество людей, страдающих этим заболеванием, может увеличиться в 3 раза. Болезнь Альцгеймера составляет более половины всех случаев старческого слабоумия. Свое название это расстройство мозга получило в честь немецкого врача Алоиза Альцгеймера, впервые описавшего его в 1906 году.

Специалисты говорят, что потеря памяти и другие существенные изменения в мозге не считаются нормой для старости, а говорят о наличии заболевания. Болезнь Альцгеймера неизлечима, однако правильно подобранные лекарства и грамотный уход способны значительно облегчить состояние больного. В среднем после постановки диагноза больной живет около 7 лет, но бывают случаи, когда родственникам приходится ухаживать за дементорами по 15–20 лет. Иногда больным старикам удается пережить своих детей и даже внуков, организм которых не выдерживает стресса от жизни бок о бок с дементором.

Некуда бежать

Главная проблема деменции в том, что эта болезнь разрушает не только больного, но и жизнь его родных. При нынешнем ритме жизни, стрессовых ситуациях, жилищных и финансовых проблемах наличие в семье дементора для многих становится настоящей катастрофой.

Читайте также:  Поведение больного при болезни альцгеймера

— Когда заболела моя мать, нам пришлось забрать ее из деревни в двушку в хрущевке, где жили мы с мужем и двумя детьми-подростками, — рассказывает Екатерина, 8 лет ухаживающая за матерью с болезнью Альцгеймера. — Все друзья и дальние родственники исчезли из моей жизни за несколько месяцев. А через три года не выдержал и ушел муж. Дети считают, что из-за моей прихоти держать больную мать дома у них не было нормальной юности.

Родственники больных говорят и о том, что первое время тяжелее всего от отсутствия информации, как элементарно выжить рядом с дементором. Доктора практически всегда лишь поверхностно информируют родственников о заболевании, не сообщая, как в реальности будет со временем вести себя больной и как сильно изменится их собственная жизнь. Большинство форумов и СМИ если и касаются этой проблемы, то в основном только с точки зрения медицины.

— Я потеряла здоровье, дошла практически до нервного срыва, прежде чем поняла, как правильно вести себя с больной сестрой и при этом сохранить свою семью, — вспоминает Елизавета Михайловна, ухаживающая за дементором пятый год. — Самое страшное не в том, что многие больные люди превращаются в животных, размазывают экскременты по всей квартире, крушат мебель, выкидывают вещи из окна, пытаются сбежать из дома. Все эти проблемы решаются с помощью надежных замков, ограничения пространства. Страшно, что больные деменцией пытаются выпить все соки из близких, которые ухаживают за ними. И очень сложно понять, как сделать так, чтобы построить вокруг себя психологическую защиту и не поддаваться на провокации.

Как выжить рядом с дементором

Поведение и реакции больных деменцией очень непредсказуемы и индивидуальны, есть общие правила, как правильно ухаживать за такими пациентами в домашних условиях и при этом самому не сломаться и не потерять здоровье. Жизнь 46-летней Веры сложилась так, что на протяжении 17 лет ей пришлось заботиться сначала о бабушке, а потом и о маме, заболевших болезнью Альцгеймера. Она поделилась своим опытом, как жить дальше, если твоему близкому поставили диагноз «деменция».

— Дементоры похожи на детей, только их время течет в обратную сторону, вместо того чтобы развиваться, они со временем теряют все навыки, приобретенные в жизни, — объясняет Вера. — Близким в первую очередь нужно принять ситуацию, как она есть, не пытаться думать, в чем они виноваты и за что на них пала такая ноша. Первым делом, если вы замечаете серьезные странности в поведении близкого, нужно не затягивать и обращаться к врачу в районный ПНД, ставить его на учет.

Далее, если анализы и специалисты подтверждают развитие деменции, родственникам уже на начальном этапе нужно заняться обустройством комнаты, где будет проживать больной. Пол лучше всего застелить сплошным куском линолеума, который практически не впитывает запахи и легко моется. В помещении должен остаться минимум вещей, необходимо убрать все колющие, режущие и бьющиеся предметы, врезать во входную дверь замок. На определенном этапе почти все больные склонны проявлять агрессию по отношению к своим близким и заниматься вандализмом в квартире. Деньги и важные документы стоит спрятать таким образом, чтобы больной не смог найти их, выкинуть или уничтожить. Кроме того, нужно помнить, что на начальной стадии дементоры любят раздавать средства незнакомым людям или покупать на них сомнительные товары — именно они являются главной аудиторией у разного рода проходимцев.

Вера советует заняться и моральной подготовкой к серьезным психологическим и физическим нагрузкам. Ни в коем случае не стоит замыкаться в себе. Ухаживающий же имеет право отдыхать, по мере возможности встречаться с друзьями, сохранять свое личное пространство:

— Нужно так расставить приоритеты, чтобы хозяевами в доме были здоровые люди, а не дементор, который будет всячески к этому стремиться из-за особенностей течения болезни, — объясняет Вера. — Больной не должен решать, выходить ли ему из квартиры или нет, сидеть ли в своей комнате или беспрепятственно передвигаться по квартире. Он должен научиться жить по правилам близких, которые за ним ухаживают. При этом пытаться вести конструктивные беседы с такими больными абсолютно бесполезно, они, если и смогут что-то понять в моменты просветления, очень скоро обо всем позабудут. Никакой логики в поведении дементоров нет, и чем раньше близкие перестанут ее пытаться найти, тем проще им будет реагировать на выходки больного. Несовершеннолетних детей по возможности нужно всячески ограждать от общения с дементорами, для неокрепшей психики это очень неполезно.

Спасительная психбольница

В идеале такие больные должны находиться в специализированных заведениях. Но у подавляющего количества людей нет возможности отдать родственника в частный интернат — это стоит очень больших денег. Государственные же учреждения, по мнению многих, напоминают концлагеря, но даже в них получить место не так-то просто.

— Таких бабушек и дедушек приходится брать к себе, — объясняет еще одна участница форума, испытавшая на себе тяготы ухода за дементором. — А это может быть и 1-комнатная квартира, где проживает семья из 3–4 человек. И дети будут по невнимательности падать, поскользнувшись на луже. Выходных больше вообще не будет. Не будет праздников, гостей и сил даже на прогулку в парке. В этой атмосфере дети растут нервными и циничными.

Платные заведения по уходу за больными людьми в столице стоят от 50 тысяч рублей в месяц. Очереди в бесплатные учреждения иногда приходится ждать до двух лет.

При многих схожих признаках старческая деменция у каждого проявляется индивидуально. Нередки случаи, когда в состоянии агрессии дементор становится по-настоящему опасным для своих близких. В таком случае спасти домашних может лишь немедленное помещение больного в психиатрическую клинику.

— Мой папа всю жизнь был спокойным и добрым, — рассказывает 40-летняя Алена. — Болезнь у него стала отчетливо проявляться после смерти мамы. Память у него исчезала, а проявления физического желания становились все острее. Через некоторое время он стал домогаться меня сексуально. К тому моменту он уже напрочь забыл, что я его дочь, и воспринимал как умершую маму. Я всеми силами пыталась сгладить ситуацию и успокоить его. Кончилось это тем, что, когда муж был в командировке, папа ночью напал на меня, стал душить и пытаться изнасиловать, мне еле удалось отбиться. После этого мы с мужем приняли решение определять отца в платный интернат. Там правильный уход и подобранные лекарства делают свое дело, несколько раз он даже называл меня доченькой.

Женщины, больные деменцией, намного реже ведут себя агрессивно в сексуальном плане. Намного чаще они сочиняют и бесконечно рассказывают окружающим небылицы о мифических женихах и готовящейся свадьбе. Однако случаются и более малоприятные для близких отклонения в поведении.

«Моя мама в 82 года норовила постоянно оголяться перед 13-летним правнуком, — рассказывает Елена. — Причем ни на кого другого подобной реакции у нее не проявлялось. Также у нее появилась жуткая манера засовывать себе в памперс все подряд: от вставной челюсти до моего мобильного телефона…

Материальный вопрос

Люди, столкнувшиеся с деменцией у своих близких, настоятельно советуют при малейших признаках серьезных проблем с памятью срочно решать все юридические вопросы. В случае если у больного человека есть собственность, нужно всеми правдами и неправдами уговорить его оформить дарственную или подписать доверенность на управление имуществом.

— В некоторых случаях ухудшение состояния больного происходит стремительно, — рассказывает Мария, мать которой страдает болезнью Альцгеймера. — Я повела маму к нотариусу почти сразу, как стало очевидно, что она больна. За неделю до этого она нормально писала и читала. Но в кабинете у юриста уже не смогла даже поставить свою подпись под доверенностью, а меня назвала не дочерью, а сестрой. Мне пришлось идти по длинному пути и оформлять опекунство, а в нашем государстве это процедура крайне непростая, даже если больной согласен на это. А если он еще и против, то проблемы будут подкарауливать на каждом шагу. Пускать все на самотек тоже опасно, немало случаев, когда неожиданно оказывалось, что все имущество дементора оказывается отписанным какому-нибудь неизвестному дяде или религиозной организации.

По сути, человек с деменцией еще задолго до последней стадии перестает контролировать свои действия и здраво управлять имуществом и деньгами. Но по нашему законодательству для установления опеки требуется согласие самого больного на экспертизу, получить которое нередко просто невозможно. А сотрудники ПНД и эксперты помогать в такой ситуации, как правило, не спешат. Хуже всего, если у ухаживающего и больного нет никаких родственных отношений с точки зрения закона. Это касается в первую очередь гражданских супругов.

«Ничего нельзя оставлять на потом, — рассказывает Екатерина Ивановна. — Мой брат прожил 25 лет с женщиной в гражданском браке. Отношения у них были идеальными, поэтому он ей полностью доверял и спокойно относился к тому, что их квартира оформлена на ее имя. Частично она была куплена и на его средства, полученные от продажи дома в другом городе, но доказать это документально сейчас уже невозможно. После 60 лет у жены брата начались проблемы с памятью, стал резко портиться характер, из любимого человека он превратился для нее в злейшего врага. Я обратила внимание, что у большинства дементоров уже в начале заболевания напрочь пропадают сострадание и интерес к близким людям. Когда брат заикнулся о своих правах на имущество и попросил составить на него завещание, она просто выгнала его из квартиры — добиться правды и доказать, что она больна, нам не удалось.

Во многих случаях деменция влияет на больных людей таким образом, что они превращаются в скупердяев, постоянно подозревают своих близких в желании их обокрасть, выгнать из квартиры и даже убить. При этом совершенно посторонним людям они могут отдать всю пенсию или купить на нее сомнительный товар.

«Когда мой отец заболел, он буквально помешался на накоплении средств, — рассказывает Алена. — Каждый божий день перепрятывал свою заначку, потом не мог обнаружить ее и скандалил, что мы его обворовали. В один прекрасный момент, когда нас не было дома, его по телефону развели на покупку каких-то БАДов, и он отдал мошенникам все свои богатства в размере 160 тысяч рублей. Мы с мамой в этот момент еле концы с концами сводили — я училась, а ей пришлось бросить работу, чтобы ухаживать за отцом. Проблему удалось решить только после оформления опекунства, когда все папины деньги стали переводить на мамину карточку».

Нажива на трагедии

Десятки лет ученые всего мира пытаются разгадать тайну старческой деменции, найти лекарство от болезни, которая без разбора уносит сначала память, а потом и жизнь миллионов людей по всей планете. Тем не менее на данный момент болезнь Альцгеймера официально считается неизлечимой. Безусловно, в случаях, когда этот недуг выявляется на ранних стадиях, с помощью специальных препаратов развитие болезни можно существенно замедлить. Но в России у большинства людей отсутствуют даже базовые знания о старческом слабоумии, и большинство из нас списывает тревожные звоночки в поведении своих престарелых близких на естественное проявление старости.

Таким положением вещей с удовольствием пользуются шарлатаны всех мастей, от псевдоэскулапов до колдунов и магов. Они убеждают, что деменция не приговор. Несите ваши денежки, и мы все исправим. Тысячи родственников больных болезнью Альцгеймера покупаются на эти предложения и в результате теряют последние деньги, которые можно было потратить на сиделку или средства ухода.

Наше государство фактически отстранилось от проблемы старческой деменции и свело всю помощь к выдаче памперсов и мизерной добавки к пенсии больного по инвалидности.

Комментарий специалиста:

Андрей КАРАСЕВ, психиатр, много лет работающий с пациентами, страдающими деменцией, составил для ухаживающих свод базовых правил, как правильно вести себя с подобными больными:

— Ругать дементора абсолютно бесполезно, его не исправишь, он болен. Поэтому, если вы нашли в его одежде бутерброд двухнедельной давности или обнаружили пропавшие деньги в бачке от унитаза, относитесь к этому спокойно. Больные деменцией живут в мире, непонятном здоровым людям, они могут считать, что сейчас, например, война и нужно прятать все ценное от врагов. Если вы изымете его сокровища, то спровоцируете лишь усиление агрессии.

— Эти больные, несмотря на проблемы с памятью, очень хитры. Дементоры любыми способами пытаются замаскировать свою забывчивость, поэтому часто обвиняют близких или соседей в воровстве вещей, которые потеряли. Не нужно спорить с больным, лучший вариант — это вместе искать пропавшие вещи или переключить его внимание на что-то другое.

— Больные деменцией забывают все, что им сказали, уже через 15–20 минут, поэтому вам придется повторять все десятки раз за день. Всегда говорите ясно и четко, тогда больному легче будет выполнить ваши команды. Например: «Привет! Я Петя, твой сын. Сейчас ты пойдешь в душ, я помогу тебе помыться».

— Ухаживать за больными очень непросто, но чтобы сохранить свои нервы и здоровье, нужно воспринимать их как маленьких трудных детей. Мы же не ругаем детей за то, что они писают мимо горшка и размазывают еду по столу. Наоборот, бесконечно на собственном примере показываем им, как держать ложку, как правильно одеваться и т.д. Примерно так же на определенной стадии заболевания придется вести себя и с больным деменцией.

Как устроить больного деменцией в бесплатный интернат без его добровольного согласия пожизненно:

• Поставить больного на учет в психоневрологический диспансер.

• Обратиться в суд с заявлением о признании больного недееспособным и назначении его опекуном одного из родственников, доставить больного для судебно-психиатрической экспертизы.

• В случае признания больного недееспособным обратиться в органы опеки и написать отказ от назначения опекуном.

• Орган опеки обратится в органы социальной защиты за путевкой в интернат. После снятия опеки с родственников больного до его смерти все имущество больного будет находиться в управлении администрации интерната. Если у больного есть квартира или доля в квартире, интернат имеет право ее сдавать. После смерти больного имущество переходит законным наследникам.

Заголовок в газете: В квартире с монстром
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27345 от 15 марта 2017 Тэги: Смерть, Пенсии, Суд, Дети , Лекарства, Медицина, Клиники Места: Россия

источник

Введение. Болезнь Альцгеймера (БА) является одной из главных и междисциплинарных проблем современного здравоохранения. На фоне постарения населения прогнозируется неуклонный рост этого заболевания. Осведомленность о БА способствует ранней диагностике и началу лечения больных, снижению их стигматизации и дискриминации в обществе [1, 2, 4, 5, 7-10].

Читайте также:  Дифференциальный диагноз болезни альцгеймера и сосудистой деменции

Опрос, проведенный в Чувашии в 2010 г., продемонстрировал низкий уровень психиатрической грамотности населения. Всего 16% респондентов назвали психическое расстройство, описанное в вигнетах, и лишь каждый пятый из них упомянул слабоумие. БА фигурировали в единичных ответах [5]. Другое исследование уровня знаний у студентов-медиков о БА показало не совсем удовлетворительные результаты (в среднем ответили на 19 вопросов из 30). Наибольшие трудности у них вызвали вопросы о начале, клинике, лечении и течении болезни [2]. Анализ работы психиатрической службы г. Чебоксары продемонстрировал низкие показатели учета больных с БА, позднюю диагностику и не вполне адекватную их терапию [4].

Создавшееся положение требует поиска решений, которые способны повысить знания о БА. Как свидетельствует научная литература, этому может помочь показ художественных фильмов о БА [6-10].

Цель настоящего исследования – проанализировать фильмы, в которых показаны пациенты с БА, оценить возможности их использования для повышения осведомленности населения, студентов-медиков и профессионалов.

Материалы и методы исследования

Проанализированы 16 фильмов, в которых показаны пациенты с БА (таблица). Они были отобраны из списков [9, 10], часть фильмов включено в исследование после просмотра и клинического разбора лично нами. Для анализа использовалось описание БА и клинические рекомендации, взятые из [1].

Большинство персонажей с дегенеративным слабоумием находятся в возрасте старше 70 лет, за исключением фильмов «Не хочу забывать», «Вдали от неё», «Всё ещё Элис», в которых показаны молодые люди с БА (27, 50 и 45 лет соответственно). Две трети героев фильмов составляют женщины. Около 70% живут с семьей в родном доме, а остальные в специализированных домах по уходу за больными. Роль последних часто ограничивается активностью в постели, например, в фильме «Агнец Божий» или «Я так давно тебя люблю», вероятно, чтобы подчеркнуть тяжесть слабоумия и важность различных психологических проблем своих детей (лиц, осуществляющих уход).

Только один персонаж, профессиональный убийца в фильме «Синдром Альцгеймера» сохраняет криминальную активность, хотя знает о своей болезни и думает об отставке. Многие герои с БА имеют очень высокий образовательный уровень: три из шести профессионалов – профессора университетов, остальные врачи или творческие личности.

Художественные фильмы, в которых герои страдают БА

С ранним началом (до 65 лет)

Канада, Великобритания, США

С поздним началом (после 65 лет)

«Il y a longtemps que je t’aime»

При сенильном типе БА (с поздним началом) заболевание начинается в старческом или пожилом возрасте с малозаметных нарушений памяти, интеллектуальных функций и личностных изменений, которые при прогрессировании приводят к развитию тотальной деменции амнестического типа, сопровождающейся общим нарушением высших корковых функций [1].

Только в одном из просмотренных фильмов был показан инициальный этап БА (этап доклинических проявлений и мягкой деменции). У героя отмечаются эпизоды фиксационной амнезии и амнестической дезориентировки в пространстве (заблудился в лесу, рядом с домом, в котором много раз бывал). Периодически отмечался феномен оживления воспоминаний о событиях далекого прошлого (рассказывает истории из жизни своему внуку, который приехал к нему в гости; разговаривает по отключенному телефону со своими бывшими сотрудниками). Главный герой уже не работает, но полностью сохраняет повседневные виды активности.

Умеренная деменция демонстрировалась в шести фильмах [1, 9]:

— в фильме «Агнец Божий» у героини прогрессирует аллопсихическая дезориентировка в месте и времени (спрашивает у дочери – «Где она находится? И какой сейчас год?»), также отмечается амнестическая афазия – прозопагнозия (героиня не узнает свою родную дочь, а говорит ей, что она очень похожа на нее), иногда показываются экмнестические конфабуляции прошлой жизни;

— в фильме «Предки» у героя Гарольда Олдрича отмечается дезориентировка во времени (не помнит какой сейчас год), также отмечается феномен «сдвиг ситуации в прошлое» («1943 год он помнит, как вчера. Но это вчера, он не может вспомнить как вчера!»). Кроме того, у героя отмечается прозопагнозия (он не узнал своего сына, когда тот приехал к нему в гости), а также бредовые идеи – бред преследования («мафия»). Он не может выполнять ни профессиональную деятельность, ни повседневную, находится под опекой сына и жены;

— в фильме «Попутчица» у главного героя прогрессирует амнестическая дезориентировка во времени и в незнакомой местности (поэтому его дочь наняла девушку следить за отцом, поскольку он любит путешествовать). Но в то же время, он может сам себя обслуживать, хотя профессиональная деятельность ограничена. Наблюдается феномен «сдвига ситуации в прошлое», когда герой знакомится с девушкой, которая за ним следила, он рассказывает ей о своей жизни;

— в фильме «Синдром Альцгеймера» у профессионального убийцы Ледда прослеживается амнестическая дезориентировка во времени, в незнакомой местности, а позже и в знакомой;

— в фильме «Дневник памяти» у героини Алли также отмечается амнестическая дезориентировка во времени и месте, профессиональная и повседневная деятельность ограничены (находится под наблюдением медперсонала). Отмечается феномен «сдвига ситуации в прошлое», когда муж Ноа читает историю её жизни, героиня вдруг вспоминает свою молодость, семью и жизнь;

— в фильме «Прощальная вечеринка» продемонстрирована неспособность ориентироваться в незнакомой местности. Профессиональная и повседневная активность героини ограничена, она находится под наблюдением своего мужа, поскольку не может сама себя обслуживать.

Нарушения высших корковых функций были продемонстрированы во всех просмотренных фильмах [1]. Чаще всего на умеренной стадии показываются расстройства памяти в виде прогрессирующей, фиксационной амнезии (в фильме «Прощальная вечеринка» героиня не может запомнить то, о чем просит ее муж, забывает только что прочитанную статью). Также во всех фильмах показана амнестическая афазия, проявляющаяся в забывании названий предметов при сохранности их значений (например, в фильме «Попутчица» герой рассказывая девушке о своей профессии, забыл название карты, «я люблю путешествовать и всегда отмечаю места, где побывал, на…на…»). Кроме расстройств памяти в фильмах на умеренной стадии БА наблюдаются речевые расстройства в виде афазии.

Тяжелая деменция демонстрировалась в шести фильмах [1, 9, 10]. На этой стадии болезни состояние характеризуется тотальной деменцией с глубоким распадом памяти, полной фиксационной амнезией и дезориентировкой, нарастает регресс поведения, отмечаются выраженные нарушения высших корковых функций [3]. Например, в фильме «Последняя надежда» у героя – учителя симптомы БА быстро прогрессируют. Наблюдаются выраженные нарушения высших корковых функций – утрата памяти, речи (за время «обучения» с любимой ученицей сказал только одно слово «вода», которое связывало их), логического мышления, выражена апраксия (ходит по комнате только опираясь на стену или при поддержке), агнозия. При этом герой способен понимать и отвечать взаимностью на эмоциональные обращения (он улыбается, плачет, когда ученица, рассказывает ему о том, чему он ее научил, и что их связывает). Наблюдается амнестическая дезориентировка в месте, времени и собственной личности. В фильме «Мёд в голове» главный герой дезориентирован во времени, месте, собственной личности. Окружающее в целом воспринимает, несмотря на утрату вербальных навыков, способен понимать и отвечать взаимностью на эмоциональные обращения к нему. Наблюдается прозопагнозия – не узнает внучку, семью.

Пресенильный тип БА начинается в возрасте от 45 до 65 лет. Ни в одном из фильмов с пресенильным типом БА не показана лёгкая стадия заболевания [1].

Умеренная деменция продемонстрирована в фильме «Всё ещё Элис» (героине 45 лет), выражающаяся в невозможности справляться с профессиональными обязанностями (Элис – профессор лингвистики вынуждена покинуть рабочее место) или привычными видами социальной активности, хотя с посторонней помощью ей это еще удается. Легкие или более выраженные нарушения обычно наблюдаются в наиболее сложных видах повседневной деятельности (забывает оплатить покупки в магазине, не может посчитать деньги). Героиня может себя обслуживать, но нуждается в контроле. Отмечаются нарушения высших корковых функций – фиксационная амнезия (забывает адрес и имена, которые, просил запомнить врач), афазия. На МРТ никаких отклонений обнаружено не было, но на ПЭТ-сканировании выявлено наличие бета-амилоида в головном мозге. Дополнительно было проведено обследование на наличие гена, связанного с развитием БА. Заболевание прогрессирует очень быстро, и это волнует семью Элис. Врач говорит: «при раннем проявлении наследственной формы, развитие болезни бывает ускоренным, особенно у людей с высоким уровнем образования».

Тяжелая стадия деменции при БА показана в двух фильмах («Не хочу знать» и «Вдали о неё»). Этот этап, как известно, характеризуется тяжелым распадом памяти, дезориентацией в собственной личности, выраженными проявлениями агнозии и афазии.

Редкий случай болезни на этом этапе показан в фильме «Не хочу забывать», где заболевание развивается в 27 лет. Преобладают проявления амнестического синдрома в сочетании с аграфией (героиня рисует в блокноте портрет любимого человека, с каждым днём мелкие детали рисунка искажаются, портрет становится неузнаваемым). У больной показаны выраженные нарушения интеллекта, она не может самостоятельно себя обслуживать, нуждается в постоянной поддержке и помощи окружающих. Раннее начало БА возможно при отягощенной семейной наследственности заболевания, при передаче мутантного гена от родителей. В этом фильме об этом не упоминается, диагноз выставлен на основании клиники и данных МРТ головного мозга (врач показывает снимки, отмечая «Посмотрите, ваш мозг уменьшен в объёме!»).

Обычно сценаристы не испытывают трудностей в адекватной демонстрации нарушений памяти и интеллекта. Тем не менее, есть некоторые исключения.

Когнитивный профиль Алли в фильме «Дневник памяти» не очень убедителен. Так как она не может вспомнить главные события своей жизни, ее муж Ноа каждый день читает ей её автобиографию. И хотя Алли не признает своих детей и мужа, она, кажется, следуя сюжетной линии рассказа, не испытывает трудности в понимании того, что Ной говорил ей в течение нескольких дней. В одной из сцен фильма она вдруг понимает, что она и её муж являются главными героями в этой истории любви. Как только она узнает своего мужа, за этим следует краткий миг просветления и осознания болезни.

В фильме «Предки!» персонаж Гарольд Олдрич совершенно ничего не помнил о инцидентах, которые он вытворял – совершил поджог своего дома, въехал на машине в соседский дом – всё это он приписывал своему сыну. При этом Гарольд имеет, как и Алли, аналогичный уникальный и нереальный момент полной ясности и понимания. В частности, он предлагает совершить самоубийство, подстроив его под несчастный случай, для того, чтобы получить страховку жизни для себя и жены.

Мать Джульетты в фильме «Я так давно тебя люблю» тоже имеет один «момент просветления». Во время посещения её в госпитале, она вдруг узнает свою дочь, которую не признавала раньше и рассказывает ей о своей болезни, о том, как её «мучают», «все от неё чего-то хотят, и ей здесь очень грустно». Но буквально за 3 минуты, словно «по щелчку» она забывает всё, что было недавно, становится агрессивной, бросается на свою дочь и не желает никого видеть.

Наёмный убийца Анджело Ледда в фильме «Синдром Альцгеймера» отправляется из Франции (Марселя) в Бельгию, где он должен выполнить два задания. В начале он убивает высокопоставленного чиновника и закапывает тело в саду. После этого Ледда должен убить двенадцатилетнюю девочку. Всё это он совершает на фоне полного понимания о содеянном. Когда полиция, наконец, арестовывает Ледду, он рассказывает комиссару о своих преступлениях, связанных с политикой, коррупцией и детской проституцией.

В современных фильмах ярко демонстрируется различные проявления БА. Врачи очень четко описывают пациентам патогенез, клинику, диагностику заболевания. В фильме «Мёд в голове» врач рассказывает девочке, что у дедушки с БА как будет прогрессировать заболевание в течение ближайших лет и даже месяцев: «Представь на минуту, что все эти книги – разум твоего дедушки, в какой-то момент из-за болезни падает одна из книг, как только это происходит, твой дед забывает, что в ней написано, но в следующий момент одна из этих книг снова поднимается, но при этом падает какая-то другая. С течением времени они будут падать всё чаще, пока наконец не рухнут с этой полки до того дня, когда он не вспомнит ничего».

Некоторые фильмы сосредоточены на самом процессе диагностики. В шести фильмах в постановке диагноза БА было использовано инструментальное исследование – МРТ или ПЭТ сканирование головного мозга. Например, в фильме «Не хочу знать», в котором диагноз БА был поставлен на основании данных МРТ головного мозга молодой девушке. Но есть фильмы, когда диагноз поставлен лишь по клиническим симптомам, например, «Прощальная вечеринка».

Большинство персонажей, чтобы выжить, должны полагаться на помощь своих опекунов. Очень безумная бабушка Вада в романтической комедии «Моя девочка», нуждается в постоянной помощи окружающих. Зависимость персонажа от воспитателя, часто является источником разочарований и конфликтов, что приводит к словесному («Айрис», «Агнец Божий», «Вдали от неё») и физическому насилию. В шести фильмах из 16 персонажи находятся в доме престарелых (сестринского ухода). Некоторые из них уехали туда по собственной воле («Не хочу забывать», «Вдали от неё»), поскольку не хотели утруждать своих родных. Другие были отправлены туда родственниками, поскольку могли сочетать уход за ними с работой, а для приглашения сиделок не имели достаточных финансовых средств.

Современная киноиндустрия становится все больше и больше заинтересована в историях о пациентах, страдающих от дегенеративной деменции и уходе за ними: 10 фильмов, посвященные теме были выпущены после 1999 г.

Большинство фильмов довольно хорошо продемонстрировали клиническую картину БА, в том числе психоневрологические проявления. Путешествие, представляется особенно популярной темой, вероятно потому, что это дает сценаристу повод быстро и неожиданно изменить расположение рассказа, чтобы создать напряженность и ввести новые образы или противоречия. «Предки!» и «Попутчица» в основном представляют форму дорожных фильмов, просматривая их, видно, что большую часть фильма персонаж с БА находится в постоянном «состоянии путешествия».

В отличие от клинической точности описания болезни, есть удивительный терапевтический, и даже диагностический нигилизм: часто пациент и его семья, кажется, не считают важным обратиться к врачу, и в этом случае терапевтическое вмешательство и дальнейшее наблюдение пациента упоминается редко. Таким образом, они усиливают болезнь, являясь одним из последних медицинских табу. Это делает «выдуманных» врачей не сильно отличающимися от своих коллег в реальной жизни.

Таким образом, проведенное исследование показало пригодным использование фильмов для демонстрации и клинического разбора БА. Чрезвычайно мало показано случаев с ранним началом болезни, что объясняется трудностью подбора сюжетов для наглядности и доказательности начала болезни, так как такие симптомы нередко встречаются в жизни здоровых людей пожилого и старческого возраста. Просмотр фильмов с комментариями специалистов могут способствовать повышению психиатрической грамотности населения, студентов медиков врачей и раннему выявлению случаев болезни. Своевременное начатое лечение позволяет повысить качество жизни больных, дольше сохранять им навыки самообслуживания, а значит снижает бремя заботы и ухода близких людей из окружения пациентов.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *