Меню Рубрики

Автопортрет художника с болезнью альцгеймера

Узнав, что у него болезнь Альцгеймера, художник Уильям Утермолен стал рисовать то, что еще никому не удавалось — свое умирание

Родился, учился, женился, работал, участвовал в выставках – биография Уильяма Утермолена уместится в паре строк. Фамилия не на слуху. Между тем Утермолен – художник уникальный, запечатлевший на холсте то, чего никому не удавалось, совершивший настоящий подвиг, творческий и научный.

Рисовал Уильям всегда — с раннего детства и до тех пор, пока мог держать в руках карандаш и осознавать окружающий мир. Близкие не помнят его не рисующим. Поэтому вдова художника – Патриша – называет годом смерти мужа 2000-й. «Билли умер, когда перестал рисовать, — говорит она. — Официальная дата его смерти – 2007-й год, но это не считается, это был уже не он».

Утермолен окончил художественный колледж в родной Филадельфии, а в конце 50-х отправился в Оксфорд, в знаменитую Школу искусств Раскина (Ruskin School of Art).

В США Утермолен больше не возвращался, осел в Лондоне. Здесь он преподавал, участвовал в выставках. Всегда немного странный, отчужденный. На дворе стояла эпоха поп-арта и абстрактного экспрессионизма. А он скрупулезно прописывал детали. Модно было изображать консервные банки и лиловых кинозвезд, а Утермолен писал масштабные сцены из «Ада» Данте или новогодний парад ряженых в Филадельфии. «Билли тогда был едва ли не единственным фигуративным (изображающим фигуры человека – Е.С.) живописцем в Лондоне», — говорила Патриша.

Наверное, именно за эту непохожесть она и полюбила его. Преподаватель истории искусств понимала, что такое — способность художника идти против течения. Они поженились в 65-м, когда Уильяму было 32. Патриша не сомневалась: Билли будет знаменит. Может, не сейчас. Позже. Каким жутким будет это «позже», тогда никто не мог предположить.

До и после Альцгеймера. Автопортреты Уильяма Утермолена (William Utermohlen) за 1967 и 1999 года. Изображение с сайта kulturologia.ru

Когда появились первые симптомы болезни? Доктора об этом вряд ли скажут. Но к концу 80-х Утермолен постепенно отказывается от монументальных полотен в пользу более камерных. И скорее всего, то был не творческий выбор, а первые признаки изменений в мозге.

На многих картинах художник изображает себя. Вот он на вечеринке, в доме гости, но он не принимает участия в беседе. Вот они с женой в постели. Патриша читает, Билли дремлет, зеркало отражает его спящее лицо.

«Думаю, он тогда уже знал, что с ним что-то не так, — говорит миссис Утермолен, – и, рисуя, словно обсуждал это с самим с собой, пытаясь выяснить, в чем дело. Живопись была самым верным средством для такой коммуникации». Сама она узнала о болезни мужа последней, упрямо отказываясь замечать его забывчивость, рассеянность, отстраненность. Билли всегда был странным, он творческая натура, ему свойственно погружаться в себя – каких только объяснений не найдет любящая душа. «Когда живешь рядом с таким человеком, все твое естество сопротивляется тому, что принять жестокую правду», — говорит вдова художника.

Но однажды Уильям поехал в Париж к своему агенту и… не смог отыскать Лувр. Лувр, который был для него родным домом, по которому он мог бродить с закрытыми глазами, оказался вдруг спрятанным от его сознания.

В ужасе он вернулся в Лондон, наспех поговорив с агентом. Теперь все это – выставки, продажи, аукционы, коллекционеры – стало неважным.

Ведь уже на протяжении года он каждое утро ездил в свою лондонскую мастерскую на Олд-Стрит, где смотрел на натянутый на подрамник холст и не знал, с чего начать работу. Он все забыл!

Сначала он надеялся на память рук — что навыки всплывут сами собой. Но нет. Тогда он просто стал ездить в мастерскую, чтобы никто не догадался о том, что с ним происходит. «Творческий застой», — отвечал Утермолен на вопросы. С кем не бывает, действительно. Быть может, это начало нового этапа.

После случая с Лувром и агентом хранить тайну стало невозможно. Они с женой отправились к врачу. Тот поставил диагноз почти сразу. Болезнь Альцгеймера. И правда, в жизни 61-летнего Уильяма начинался новый этап, и по иронии судьбы именно сейчас ему предстоит создать свои самые знаменитые вещи и обрести запоздавшую славу.

Отчаяние. Автопортрет Уильяма Утермолена за 1996 год. Изображение с сайта kulturologia.ru

Он не мог больше видеть Лондона. Город, в котором прошла половина жизни, распадался на фрагменты. Его удушливый смог словно сгущался, образуя серые мглистые провалы, куда проваливались целые дома, улицы, лица друзей.

Бежать! А куда податься художнику, как не в Италию? Супруги отправились в Рим, к солнцу, голубому небу. Они ни дня не сидели на месте. Выставки, галереи, музеи, храмы и дворцы… На все Уильям смотрел с одинаковым равнодушием.

Но в палаццо Дориа-Памфили на виа дель Корсо Уильям вдруг остановился. «45 минут он вглядывался в портрет Папы Иннокентия Х работы Веласкеса, — вспоминает Патриша. – Словно старался впитать его, до мельчайшей детали запечатлеть в своей памяти величественную фигуру понтифика».

Почему именно этот портрет? Патриша, историк живописи, быстро поняла, в чем тут дело. Уильям представил вариации на тему этого портрета работы Френсиса Бэкона, его куда более успешного современника, работы которого сегодня одни из самых дорогих в мире.

Но не зависть была причиной интереса Уильяма. В серии картин Бэкон помещает фигуру в прозрачный куб, размазывает ее в цветовое фиолетово-желтое пятно с искаженным ртом, зашедшемся то ли в крике, то ли в предсмертном хрипе. Величественный Папа Римский превращается в абстракцию, в которой практически невозможно узнать оригинал.

Именно это скоро произойдет с Уильямом Утермоленом, и он это понял. Вернувшись в мастерскую, он пишет автопортрет (для грунтовки и прочих технических заданий у него теперь был подмастерье), навевавший реминисценции с получеловеческими фигурами Бэкона – с такой же беззвучной кричащей гримасой на лице.

«Это был последний раз, когда он осознал и передал в работе связь с другим художником», — констатирует жена. – Еще немного – и слабеющий мозг уже не будет способен на это».

В Лондоне Утермолен лег в больницу – Национальную клинику неврологии и нейрохирургии. Врачи проводили какие-то обследования, самого Уильяма уже ничего не интересовало, даже живопись. К чему медицина, к чему искусство, когда конец известен и близко?

«Вы должны продолжать писать!», — сказала ему как-то молоденькая медсестра. Невероятно, но здесь, в больнице, оказалась почитательница его таланта – таких и на художественных выставках-то было немного.

«Зачем?» — пробормотал Уильям, жмурясь, словно от яркого солнца. Медсестра будила в нем что-то, что он считал умершим.

«Затем, что вы можете сделать то, чего не делал никто никогда, — выпалила она, — создать портрет болезни. Никому еще не удавалось запечатлеть, что такое болезнь Альцгеймера изнутри.

Медики не в счет. Тут нужен художник, способный передать, как меняется его восприятие мира».

И он вернулся к работе. На протяжении следующих четырех лет Уильям Утермолен писал исключительно автопортреты — пытаясь средствами искусства проникнуть в страшную суть того, что с ним происходит, и быть может, продлить хотя бы на малое время ясность рассудка.

Автопортреты Уильяма Утермолена (William Utermohlen) за 1997 год. Изображение с сайта kulturologia.ru

Серия автопортретов, созданная Утермоленом с 1996 по 2000 годы, не нуждается в комментариях. Достаточно вглядеться в эти лица, принадлежащие одному человеку, чтобы увидеть настоящий портрет болезни.

Невролог Калифорнийского университета доктор Брюс Миллер изучает художественное творчество людей с мозговыми нарушениями. Он утверждает, что многие из них способны создавать настоящие шедевры. «Болезнь Альцгеймера затрагивает, в частности, правую теменную долю мозга, — говорит врач, — которая очень важна для того, чтобы представить мысленно какой-то объект и потом перенести это изображение на холст или бумагу. Искусство становится все более абстрактным, сюрреалистическим, изображения – размытыми. Иногда художники начинают очень умело пользоваться цветом, нанося почти невидимые, дивные штрихи».

Утермолен с каждым годом иначе видит мир вокруг себя. Сначала его окружали яркие краски, четкие линии, ясная перспектива. Вот портрет 96-го года: желтое лицо, ярко-оранжевые рыжие плечи и абрис головы. Но это не цвета радости и надежды, это цвета ярости и страха. Он склонил голову перед тем, что ожидает его.

Позже автопортреты превращаются уже в хронику умирания. Каждый год он пишет по портрету, который все меньше напоминает его лицо.

Два года после диагноза. Автопортрет в студии (1997). Изображение с сайта kulturologia.ru

С годами вангоговские колориты вымываются, в 99-м году появляется нечто розоватое на тревожном (и кто сказал, что зеленый цвет успокаивает?) фоне. Сглаживается перспектива, мир становится двухмерным. Лицо художника все больше теряет четкость и объем.

Поначалу он еще видит несовершенство своих работ, но уже ничего не может исправить – не знает, как. Спустя время уходит и понимание.

«Самое смешное, что в конце жизни он все же пришел к абстрактному экспрессионизму, — невесело усмехается жена. – Он, всю жизнь противившийся этому, стремящийся к дюреровской точности рисунка, стал типичным абстракционистом. Хорошо, что сам Билл об этом уже не узнал».

Психотерапевт, анализируя автопортреты Утермолена, нашел в них признаки печали, тревоги, бессилия и стыда. На последней работе 2000-го года исчезает и цвет, и объем. Остается только белая оболочка черепа и нос. В этом году художник прекратил писать. Его перевозят в дом престарелых, где художник и проживет до своей физической смерти в 2007-м году.

Альцгеймер прогрессирует. Последние автопортреты Уильяма Утермолена (1999-2000). Изображение с сайта kulturologia.ru

Год спустя в Чикагском культурном центре состоялась его первая посмертная выставка: «Портреты ума: Работы Уильяма Утермолена». Ее успех намного превзошел успех прижизненный. Выставки следуют одна за другой, картины колесят по земному шару, выставляются в престижных галереях и на медицинских симпозиумах, о художнике снимают фильм.

«Как странно – получить признание за те работы, которые писал больной, фактически утративший трудоспособность человек», — говорит Патриша, которой не слишком по душе эта шумиха. Долгие годы она смотрела, как муж борется за память, за свою личность, за искусство – и как болезнь все же побеждает его. «Живопись – это память, — такой неожиданный вывод делает Патриша Утермолен. – Без памяти нет искусства».

Когда Утермолен лежал в клинике, за ним наблюдала группа ученых по руководством профессора Марита Россора. Последний совместно с коллегой доктором Себастьяном Кратчем выпустил несколько статей о «случае художника У.»

Ученые называют его героем, прикладывавшим нечеловеческие усилия для того, чтобы сохранить собственную личность. И не только.

Уильям Утермолен, быть может, не стал самым выдающимся художником в истории, но он внес немалый вклад в медицину. И дело не только в созданном им портрете прогрессирующей деменции.

В своих статьях ученые отмечают, что творческие импульсы, способность к различению и выражению нюансов различных эмоций, попытки объяснить для себя мир, а себя – для мира, – оставались живыми и продолжались намного дольше, чем могла предположить наука.

«Пример непрекращающихся усилий творить искусство – на той стадии болезни, когда основные навыки профессии уже утрачены – является свидетельством невероятной жизнеспособности человеческой тяги к созиданию». По всей видимости, именно эта сила умирает в человеке последней.

Вывод ученых не просто расширил их знания о болезни Альцгеймера, он снабдил медиков и психологов конкретными инструментами помощи больным. В частности, основываясь на полученных благодаря Утермолену данных, сегодня идет разработка методик арт-терапевтами, работающими с больными деменцией.

источник

Узнав, что у него болезнь Альцгеймера, художник Уильям Утермолен стал рисовать то, что еще никому не удавалось — свое умирание

Семь лет между смертью и смертью

Родился, учился, женился, работал, участвовал в выставках – биография Уильяма Утермолена уместится в паре строк. Фамилия не на слуху. Между тем Утермолен – художник уникальный, запечатлевший на холсте то, чего никому не удавалось, совершивший настоящий подвиг, творческий и научный. Рисовал Уильям всегда — с раннего детства и до тех пор, пока мог держать в руках карандаш и осознавать окружающий мир. Близкие не помнят его не рисующим. Поэтому вдова художника – Патриша – называет годом смерти мужа 2000-й. «Билли умер, когда перестал рисовать, — говорит она. — Официальная дата его смерти – 2007-й год, но это не считается, это был уже не он».

Утермолен окончил художественный колледж в родной Филадельфии, а в конце 50-х отправился в Оксфорд, в знаменитую Школу искусств Раскина (Ruskin School of Art). В США Утермолен больше не возвращался, осел в Лондоне. Здесь он преподавал, участвовал в выставках. Всегда немного странный, отчужденный. На дворе стояла эпоха поп-арта и абстрактного экспрессионизма. А он скрупулезно прописывал детали. Модно было изображать консервные банки и лиловых кинозвезд, а Утермолен писал масштабные сцены из «Ада» Данте или новогодний парад ряженых в Филадельфии. «Билли тогда был едва ли не единственным фигуративным (изображающим фигуры человека – Е.С.) живописцем в Лондоне», — говорила Патриша. Наверное, именно за эту непохожесть она и полюбила его. Преподаватель истории искусств понимала, что такое — способность художника идти против течения. Они поженились в 65-м, когда Уильяму было 32. Патриша не сомневалась: Билли будет знаменит. Может, не сейчас. Позже. Каким жутким будет это «позже», тогда никто не мог предположить.

Потерянный Лувр

До и после Альцгеймера. Автопортреты Уильяма Утермолена (William Utermohlen) за 1967 и 1999 года.

Когда появились первые симптомы болезни? Доктора об этом вряд ли скажут. Но к концу 80-х Утермолен постепенно отказывается от монументальных полотен в пользу более камерных. И скорее всего, то был не творческий выбор, а первые признаки изменений в мозге. На многих картинах художник изображает себя. Вот он на вечеринке, в доме гости, но он не принимает участия в беседе. Вот они с женой в постели. Патриша читает, Билли дремлет, зеркало отражает его спящее лицо.

«Думаю, он тогда уже знал, что с ним что-то не так, — говорит миссис Утермолен, – и, рисуя, словно обсуждал это с самим с собой, пытаясь выяснить, в чем дело. Живопись была самым верным средством для такой коммуникации». Сама она узнала о болезни мужа последней, упрямо отказываясь замечать его забывчивость, рассеянность, отстраненность. Билли всегда был странным, он творческая натура, ему свойственно погружаться в себя – каких только объяснений не найдет любящая душа. «Когда живешь рядом с таким человеком, все твое естество сопротивляется тому, что принять жестокую правду», — говорит вдова художника.

Читайте также:  Болезнь альцгеймера психоневрологический интернат

Но однажды Уильям поехал в Париж к своему агенту и… не смог отыскать Лувр. Лувр, который был для него родным домом, по которому он мог бродить с закрытыми глазами, оказался вдруг спрятанным от его сознания. В ужасе он вернулся в Лондон, наспех поговорив с агентом. Теперь все это – выставки, продажи, аукционы, коллекционеры – стало неважным. Ведь уже на протяжении года он каждое утро ездил в свою лондонскую мастерскую на Олд-Стрит, где смотрел на натянутый на подрамник холст и не знал, с чего начать работу. Он все забыл! Сначала он надеялся на память рук — что навыки всплывут сами собой. Но нет. Тогда он просто стал ездить в мастерскую, чтобы никто не догадался о том, что с ним происходит. «Творческий застой», — отвечал Утермолен на вопросы. С кем не бывает, действительно. Быть может, это начало нового этапа. После случая с Лувром и агентом хранить тайну стало невозможно. Они с женой отправились к врачу. Тот поставил диагноз почти сразу. Болезнь Альцгеймера. И правда, в жизни 61-летнего Уильяма начинался новый этап, и по иронии судьбы именно сейчас ему предстоит создать свои самые знаменитые вещи и обрести запоздавшую славу.

45 минут с Папой Римским

Отчаяние. Автопортрет Уильяма Утермолена за 1996 год.
Он не мог больше видеть Лондона. Город, в котором прошла половина жизни, распадался на фрагменты. Его удушливый смог словно сгущался, образуя серые мглистые провалы, куда проваливались целые дома, улицы, лица друзей. Бежать! А куда податься художнику, как не в Италию? Супруги отправились в Рим, к солнцу, голубому небу. Они ни дня не сидели на месте. Выставки, галереи, музеи, храмы и дворцы… На все Уильям смотрел с одинаковым равнодушием. Но в палаццо Дориа-Памфили на виа дель Корсо Уильям вдруг остановился. «45 минут он вглядывался в портрет Папы Иннокентия Х работы Веласкеса, — вспоминает Патриша. – Словно старался впитать его, до мельчайшей детали запечатлеть в своей памяти величественную фигуру понтифика». Почему именно этот портрет? Патриша, историк живописи, быстро поняла, в чем тут дело. Уильям представил вариации на тему этого портрета работы Френсиса Бэкона, его куда более успешного современника, работы которого сегодня одни из самых дорогих в мире. Но не зависть была причиной интереса Уильяма. В серии картин Бэкон помещает фигуру в прозрачный куб, размазывает ее в цветовое фиолетово-желтое пятно с искаженным ртом, зашедшемся то ли в крике, то ли в предсмертном хрипе. Величественный Папа Римский превращается в абстракцию, в которой практически невозможно узнать оригинал. Именно это скоро произойдет с Уильямом Утермоленом, и он это понял. Вернувшись в мастерскую, он пишет автопортрет (для грунтовки и прочих технических заданий у него теперь был подмастерье), навевавший реминисценции с получеловеческими фигурами Бэкона – с такой же беззвучной кричащей гримасой на лице.

«Это был последний раз, когда он осознал и передал в работе связь с другим художником», — констатирует жена. – Еще немного – и слабеющий мозг уже не будет способен на это».

По совету медсестры

Один год с болезнью Альцгеймера (1996).
В Лондоне Утермолен лег в больницу – Национальную клинику неврологии и нейрохирургии. Врачи проводили какие-то обследования, самого Уильяма уже ничего не интересовало, даже живопись. К чему медицина, к чему искусство, когда конец известен и близко?

«Вы должны продолжать писать!», — сказала ему как-то молоденькая медсестра. Невероятно, но здесь, в больнице, оказалась почитательница его таланта – таких и на художественных выставках-то было немного.

«Зачем?» — пробормотал Уильям, жмурясь, словно от яркого солнца. Медсестра будила в нем что-то, что он считал умершим.

«Затем, что вы можете сделать то, чего не делал никто никогда, — выпалила она, — создать портрет болезни. Никому еще не удавалось запечатлеть, что такое болезнь Альцгеймера изнутри.

Медики не в счет. Тут нужен художник, способный передать, как меняется его восприятие мира». И он вернулся к работе. На протяжении следующих четырех лет Уильям Утермолен писал исключительно автопортреты — пытаясь средствами искусства проникнуть в страшную суть того, что с ним происходит, и быть может, продлить хотя бы на малое время ясность рассудка.

Абстракционист поневоле

Автопортреты Уильяма Утермолена (William Utermohlen) за 1997 год.
Серия автопортретов, созданная Утермоленом с 1996 по 2000 годы, не нуждается в комментариях. Достаточно вглядеться в эти лица, принадлежащие одному человеку, чтобы увидеть настоящий портрет болезни. Невролог Калифорнийского университета доктор Брюс Миллер изучает художественное творчество людей с мозговыми нарушениями. Он утверждает, что многие из них способны создавать настоящие шедевры. «Болезнь Альцгеймера затрагивает, в частности, правую теменную долю мозга, — говорит врач, — которая очень важна для того, чтобы представить мысленно какой-то объект и потом перенести это изображение на холст или бумагу. Искусство становится все более абстрактным, сюрреалистическим, изображения – размытыми. Иногда художники начинают очень умело пользоваться цветом, нанося почти невидимые, дивные штрихи». Утермолен с каждым годом иначе видит мир вокруг себя. Сначала его окружали яркие краски, четкие линии, ясная перспектива. Вот портрет 96-го года: желтое лицо, ярко-оранжевые рыжие плечи и абрис головы. Но это не цвета радости и надежды, это цвета ярости и страха. Он склонил голову перед тем, что ожидает его. Позже автопортреты превращаются уже в хронику умирания. Каждый год он пишет по портрету, который все меньше напоминает его лицо.

Два года после диагноза. Автопортрет в студии (1997).
С годами вангоговские колориты вымываются, в 99-м году появляется нечто розоватое на тревожном (и кто сказал, что зеленый цвет успокаивает?) фоне. Сглаживается перспектива, мир становится двухмерным. Лицо художника все больше теряет четкость и объем. Поначалу он еще видит несовершенство своих работ, но уже ничего не может исправить – не знает, как. Спустя время уходит и понимание.

«Самое смешное, что в конце жизни он все же пришел к абстрактному экспрессионизму, — невесело усмехается жена. – Он, всю жизнь противившийся этому, стремящийся к дюреровской точности рисунка, стал типичным абстракционистом. Хорошо, что сам Билл об этом уже не узнал».

Автопортрет Уильяма Утермолена (William Utermohlen) за 1998 год.
Психотерапевт, анализируя автопортреты Утермолена, нашел в них признаки печали, тревоги, бессилия и стыда. На последней работе 2000-го года исчезает и цвет, и объем. Остается только белая оболочка черепа и нос. В этом году художник прекратил писать. Его перевозят в дом престарелых, где художник и проживет до своей физической смерти в 2007-м году.

Искусство умирает последним

Альцгеймер прогрессирует. Последние автопортреты Уильяма Утермолена (1999-2000).
Год спустя в Чикагском культурном центре состоялась его первая посмертная выставка: «Портреты ума: Работы Уильяма Утермолена». Ее успех намного превзошел успех прижизненный. Выставки следуют одна за другой, картины колесят по земному шару, выставляются в престижных галереях и на медицинских симпозиумах, о художнике снимают фильм.

«Как странно – получить признание за те работы, которые писал больной, фактически утративший трудоспособность человек», — говорит Патриша, которой не слишком по душе эта шумиха. Долгие годы она смотрела, как муж борется за память, за свою личность, за искусство – и как болезнь все же побеждает его. «Живопись – это память, — такой неожиданный вывод делает Патриша Утермолен. – Без памяти нет искусства».

Когда Утермолен лежал в клинике, за ним наблюдала группа ученых по руководством профессора Марита Россора. Последний совместно с коллегой доктором Себастьяном Кратчем выпустил несколько статей о «случае художника У.» Ученые называют его героем, прикладывавшим нечеловеческие усилия для того, чтобы сохранить собственную личность. И не только. Уильям Утермолен, быть может, не стал самым выдающимся художником в истории, но он внес немалый вклад в медицину. И дело не только в созданном им портрете прогрессирующей деменции. В своих статьях ученые отмечают, что творческие импульсы, способность к различению и выражению нюансов различных эмоций, попытки объяснить для себя мир, а себя – для мира, – оставались живыми и продолжались намного дольше, чем могла предположить наука.

«Пример непрекращающихся усилий творить искусство – на той стадии болезни, когда основные навыки профессии уже утрачены – является свидетельством невероятной жизнеспособности человеческой тяги к созиданию». По всей видимости, именно эта сила умирает в человеке последней.

Вывод ученых не просто расширил их знания о болезни Альцгеймера, он снабдил медиков и психологов конкретными инструментами помощи больным. В частности, основываясь на полученных благодаря Утермолену данных, сегодня идет разработка методик арт-терапевтами, работающими с больными деменцией.

источник

Уильям Утермолен с женой. 2007

По жестокой иронии судьбы Уильям Утермолен стал известным именно тогда, когда из-за болезни уже окончательно потерял разум. В 2001 году в журнале The Lancet его лечащий врач Мартин Россор (Martin Rossor) вместе с ухаживающей за художником медсестрой Рон Айзекс (Ron Isaacs) и коллегой Себастианом Крутчем (Sebastian J Crutch) опубликовал статью, в которой описал анамнез его жизни, заболевания, а также с помощью серии его автопортретов, написанных с 1996 по 2000 годы, попытался проанализировать то, как менялось восприятие творцом себя, пространства, цвета, форм, размеров и других характеристик окружающего мира.

Эти работы стали наиболее знаковыми с точки зрения медицины, психологии и искусства, а также послужили той основой, на которой впоследствии разработали многие программы реабилитации пациентов с деменцией и принципы арт-терапии.

Судьбу Уильяма Утермолена до рокового заболевания нельзя было назвать какой-то примечательной. Он родился в США в 1933 году, учился в Пенсильванской академии искусств, после чего в 1957 году получил возможность уехать в одно из самых элитных учебных мест для деятелей прекрасного в Великобритании – оксфордскую Школу искусств Раскина (Ruskin School of Art). Там он провел год и вскоре осел в Лондоне, так и не захотев вернуться на родину.

В то время в мире искусства господствовал поп-арт, но Утермолен так и не вошел в пул «трендовых» художников, так как не желал следовать капризной моде и презирал абстракционизм, во всех свои работах стараясь соблюдать детальную точность рисунка. Это прекрасно видно в сериях работ «Cantos», на которую его вдохновил «Инферно» пера Данте; «Mummers» о новогоднем параде в Южной Филадельфии; «Vietnam», где основным источником образов становится Вьетнамская война, переплетенная с природными мотивами.

Одна из работ вьетнамского цикла, 1972-1973

В 1962 году художник обрел свою постоянную музу – культуроведа и историка искусства Патрисию Редмонд. Как она вспоминала впоследствии, Уильям заинтересовал ее именно своим бесстрашным движением против общего течения в мире искусства, так как многие художники в то время отказывались от своих предпочтений в рисунке в пользу моды и востребованности публикой.

Тревожные сигналы

Именно Патрисия в конце 80-х — начале 90-х годов начала замечать странности, происходящие с ее мужем. Сначала они сводились к небольшой забывчивости, ошибкам в подсчетах домашнего бюджета, трудностям завязывать галстук и писать от руки. Она стала обращать внимание на то, что Уильям все чаще ходил в мастерскую напряженным, озабоченным, угрюмым, а приходя домой, замыкался в собственных мыслях и вяло реагировал на попытки с ним заговорить. На вопросы о том, как движется работа, он отвечал, что испытывает временный творческий застой.

В общем-то для творческой личности Уильяма немного апатичное и отрешенное состояние было нормой, поэтому миссис Утермолен долгое время не била тревогу, пока не произошел крайне странный казус, все-таки заставивший супругов обратиться к врачам.

В 1995 году дела Уильяма Утермолена налаживались: коллекционеры интересовались его серией, связанной с войной во Вьетнаме, несколько галерей предложили провести выставки его последнего цикла картин «Conversation Pieces» о личной жизни и быте художника. И чтобы уладить вопрос с будущей выставкой в Galerie Toft (1996), он отправился в Париж для встречи с агентом.

Conversation, 1990 -1991. «Conversation Pieces»

Каждый раз, посещая этот город, он не мог отказать себе в удовольствии пройтись по Лувру, который он знал как свои пять пальцев. Однако, в тот день он так и не смог отыскать заветное здание, которое он раньше мог найти в закрытыми глазами.

Пообщавшись наспех с агентом, ужасно расстроенный Утермолен вернулся в Лондон и рассказал обо всем жене, после чего пара отправилась к врачу. Увы, проведя несколько тестов на функции лобных долей, эпизодическую память, познавательные способности, а также изучив МРТ снимки, врач озвучила диагноз «вероятная болезнь Альцгеймера» (probable Alzheimer’s disease, так как точный диагноз ставится только при патологоанатомическом вскрытии) и весьма неутешительный прогноз.

Думаем, не стоит говорить, каким шоком стала эта новость для 61-летнего художника, который не мыслил себя вне своего творчества.

W.Utermohlen Self Portrait, 1967

Вернувшись домой, Утермолен пишет последнюю крупную и одну из самых знаменитых своих работ – «Blue Skies», в которой отражает свое состояние – состояние человека, чей мир больше никогда не будет прежним, обреченного падать в небытие и лишенного надежды на выздоровление. Он сидит за столом и с силой, которая просматривается в его позе, держится за край, сжимая второй рукой кружку.

После этого в 1996 году его госпитализировали для обследования и лечения в Национальную клинику неврологии и нейрохирургии в Лондоне. Он настолько расстроен, что теряет всякий интерес к жизни и творчеству. Однако, медсестра, которую к нему приставили в качестве сиделки, убедила его снова взяться за кисти, так как его опыт в написании себя во время болезни может стать (и в итоге стал) беспрецедентным.

Уильям вернулся к работе. Он каждый год писал по нескольку своих портретов, и с каждым годом его восприятие искажалось. Он уходил от четкости к абстракции, сам того не желая.

Читайте также:  Сахарный диабет при болезни альцгеймера

W.Utermohlen Self Portrait with Easel — Yellow and Greem, 1996

W.Utermohlen Self Portrait — Yellow, 1997

W.Utermohlen Self Portrait with saw, 1997

«Когда каждый небольшой автопортрет завершался, Уильям показывал его своей медсестре Рон Айзекс. Рон посещала студию и фотографировала каждую новую работу. Убежденность Рон в том, что усилия Уильяма помогают усиливать понимание глубоко психологических и травматических аспектов болезни, несомненно, побуждали Уильяма продолжать», — рассказывает в биографии Патрисия Утермолен.

W.Utermohlen Self Portrait with easel, 1998

W.Utermohlen Erased Self Portrait , 1999

W.Utermohlen Self Portrait — Head I, 2000

W.Utermohlen Self Portrait — Head with coffee stain, 2001

«Самое смешное, что в конце жизни он все же пришел к абстрактному экспрессионизму, — невесело усмехается Патрисия. – Он, всю жизнь противившийся этому, стремящийся к дюреровской точности рисунка, стал типичным абстракционистом. Хорошо, что сам Билл об этом уже не узнал».

Психотерапевты, которые анализировали последние автопортреты Уильяма Утермолена, видела в них признаки печали, гнева, бессилия, стыда и тревоги. Цветовая гамма говорит о напряжении и душевных страданиях, а уход от объема к плоскости свидетельствует о прогрессировании атрофии областей теменной коры, так как там находится условная «карта» тела и пространства.

Последний набросок с кофейной кляксой художник сделал в 2001 году, после чего больше не притрагивался ни к кистям, ни к карандашу. В том же году его перевезли в дом для престарелых, где он провел остаток своей жизни вплоть до смерти в 2007 году в возрасте 74 лет. Впрочем, Патрисия отмечает, что ее муж умер именно тогда, когда перестал рисовать.

После выхода знаковой статьи в журнале The Lancet в 2001 году личность Утермолена стала культовой: о нем написали многие крупнейшие СМИ мира, он стал поводом для научного интереса многих психологов и специалистов, занимающихся деменцией, им резко заинтересовались галереи, состоялось более двадцати сольных и групповых экспозиций его работ.

«Как странно – получить признание за те работы, которые писал больной, фактически утративший трудоспособность человек», — не раз сокрушалась Патрисия, которая с невероятной болью наблюдала за тем, как год от года болезнь забирала ее любимого мужа, который тем не менее упорно продолжал бороться с ней до последнего.

«Пример непрекращающихся усилий творить искусство – на той стадии болезни, когда основные навыки профессии уже утрачены – является свидетельством невероятной жизнеспособности человеческой тяги к созиданию», — отмечают врачи в статье из The Lancet.

источник

«Будете жить не долго и не очень счастливо», — признались врачи художнику Уильяму Утермолену. Диагноз был неутешительным и однозначным: болезнь Альцгеймера.

Уильям Утермолен (William Utermohlen) прожил не такую уж короткую жизнь и умер в 2007 году в возрасте 74 лет. Но какая это была жизнь… Казалось, что она не принесет американскому художнику ничего необычного и уж тем более трагичного.

Диагноз, поставленный Утермолену в 1995 году, хотя и был ожидаемым, прозвучал как приговор. Болезнь Альцгеймера поселилась у него в голове, с каждым днем завоевывая все большую часть сознания.

Болезнь Альцгеймера врачи зовут «эпидемией XXI века». Это заболевание вызывает дегенерацию нервных клеток в части мозга, которая отвечает за обработку информации. Последствия Альцгеймера необратимы, и с годами состояние больного только ухудшается. Происходит постепенная потеря памяти, утрачиваются даже самые простые навыки: человек не может ни стоять, ни сидеть, а что уж говорить о рисовании…

Уильям Утермолен прекрасно знал, чем для него закончится эта болезнь. И он стал рисовать отчаянно и усердно. В период с 1996 по 2000 года Утермолен создал серию автопортретов, в которых отражена, кажется, вся суть Альцгеймера. Похоже, что он пытался исцелиться посредством своего творчества, убеждая себя: «Я помню свое лицо, ты не сможешь забрать его у меня!»

С каждым днем действительность все больше ускользала от художника, но он упорно продолжал сопротивляться и переносить ее на бумагу. На помощь приходила сиделка Утермолена, которая смешивала краски и фотографировала эскизы. Она была первым зрителем и ценителем картин Уильяма, которые стали заключительной серией в его творчестве.

Рисование было своего рода терапией для увядающего разума Уильяма Утермолена. Впоследствии эта терапия оказалась достаточно серьезным материалом для врачей, занимающихся болезнью Альцгеймера.

«В работах Уильяма можно увидеть, как он пытается ощутить действительность и понять происходящие изменения, а еще можно заметить его страх и отчаяние», — говорит жена Утермолена.

Через несколько лет болезнь победила и забрала у художника все, даже его собственное лицо. Он «таял» в жизни и на картинах, а в 2000 году Уильям Утермолен нарисовал свой последний автопортрет, в котором едва ли можно различить его черты. Тогда, в 2000 году, умерло не только творчество неутомимого творца, умер и сам он, хотя фактически прожил еще 7 лет.

Работы, которые Уильям Утермолен создал во время болезни, принесли ему мировую известность и узнаваемы больше его остального творческого наследия. А ведь на создание других картин, отличающихся своеобразием и глубоким смыслом, он потратил всю жизнь, и именно на них запечатлено становление художника.

«Данте» — первая серьезная серия работ художника, изображающая живописный ад итальянского средневекового поэта Данте Алигьери. Эти картины Утермолен рисовал во время расцвета поп-арта, в котором не находил ничего для себя. Он не хотел простых и понятных линий на бумаге, не желал изображать продукты потребления, а предпочитал наполнять свои работы образами и романтичными фантазиями. Утермолен чувствовал себя аутсайдером в художественном мире, поскольку рисовал всегда то, что ему хотелось.

В 1989 году художник впервые почувствовал начавшиеся необратимые изменения в себе, но продолжал рисовать в основном друзей, которые были частыми гостями в его доме.

На первом автопортрете Уильяма Утермолена после знакомства со страшным диагнозом — человек, для которого мир стал вдруг чужим и неуправляемым. Он одинок и беспомощен, держится за стол, который стал для него якорем в безликом пространстве.

Другие портреты изображают не лица, а, скорее, маски¸ скрывающие лицо от постороннего мира, приносящего внутреннюю тревогу, волнение и страх. Вдова Уильяма Утермолена решила познакомить мир с работами своего мужа. Она участвует в организации выставок и размещении картин на сайте.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

источник

«Будете жить не долго и не очень счастливо», — признались врачи художнику Уильяму Утермолену. Диагноз был неутешительным и однозначным: болезнь Альцгеймера.

Уильям Утермолен (William Utermohlen) прожил не такую уж короткую жизнь и умер в 2007 году в возрасте 74 лет. Но какая это была жизнь… Казалось, что она не принесет американскому художнику ничего необычного и уж тем более трагичного. Он рисовал, даже выставлялся в галереях, хотя славы великого живописца так и не сыскал. А потом Утермолен и сам не помнил, когда в его душе поселилась тревога. Он чувствовал, что с ним что-то не так. Что-то неладное творилось с его памятью: он забывал сначала мелкие детали, а затем и значимые события становились весьма расплывчатыми и запросто могли исчезнуть из памяти. Но действительно страшно стало тогда, когда руки, его главный рабочий инструмент, периодически стали отказываться слушать своего хозяина.

Диагноз, поставленный Утермолену в 1995 году, хотя и был ожидаемым, прозвучал как приговор. Болезнь Альцгеймера поселилась у него в голове, с каждым днем завоевывая все большую часть сознания.

Болезнь Альцгеймера врачи зовут «эпидемией XXI века». Это заболевание вызывает дегенерацию нервных клеток в части мозга, которая отвечает за обработку информации. Последствия Альцгеймера необратимы, и с годами состояние больного только ухудшается. Происходит постепенная потеря памяти, утрачиваются даже самые простые навыки: человек не может ни стоять, ни сидеть, а что уж говорить о рисовании…

Уильям Утермолен прекрасно знал, чем для него закончится эта болезнь. И он стал рисовать отчаянно и усердно. В период с 1996 по 2000 года Утермолен создал серию автопортретов, в которых отражена, кажется, вся суть Альцгеймера. Похоже, что он пытался исцелиться посредством своего творчества, убеждая себя: «Я помню свое лицо, ты не сможешь забрать его у меня!»

С каждым днем действительность все больше ускользала от художника, но он упорно продолжал сопротивляться и переносить ее на бумагу. На помощь приходила сиделка Утермолена, которая смешивала краски и фотографировала эскизы. Она была первым зрителем и ценителем картин Уильяма, которые стали заключительной серией в его творчестве.

Рисование было своего рода терапией для увядающего разума Уильяма Утермолена. Впоследствии эта терапия оказалась достаточно серьезным материалом для врачей, занимающихся болезнью Альцгеймера.

«В работах Уильяма можно увидеть, как он пытается ощутить действительность и понять происходящие изменения, а еще можно заметить его страх и отчаяние», — говорит жена Утермолена.

Через несколько лет болезнь победила и забрала у художника все, даже его собственное лицо. Он «таял» в жизни и на картинах, а в 2000 году Уильям Утермолен нарисовал свой последний автопортрет, в котором едва ли можно различить его черты. Тогда, в 2000 году, умерло не только творчество неутомимого творца, умер и сам он, хотя фактически прожил еще 7 лет. Реклама

В 2007 году художника не стало, но он до сих пор живет в своих «автопортретах Альцгеймера». Все картины жена Уильяма передала в британскую Ассоциацию болезни Альцгеймера, они оформлены в экспозицию и путешествуют по странам, напоминая зрителям о том, что высшая ценность — это жизнь.

Работы, которые Уильям Утермолен создал во время болезни, принесли ему мировую известность и узнаваемы больше его остального творческого наследия. А ведь на создание других картин, отличающихся своеобразием и глубоким смыслом, он потратил всю жизнь, и именно на них запечатлено становление художника.

«Данте» — первая серьезная серия работ художника, изображающая живописный ад итальянского средневекового поэта Данте Алигьери. Эти картины Утермолен рисовал во время расцвета поп-арта, в котором не находил ничего для себя. Он не хотел простых и понятных линий на бумаге, не желал изображать продукты потребления, а предпочитал наполнять свои работы образами и романтичными фантазиями. Утермолен чувствовал себя аутсайдером в художественном мире, поскольку рисовал всегда то, что ему хотелось.

В 1989 году художник впервые почувствовал начавшиеся необратимые изменения в себе, но продолжал рисовать в основном друзей, которые были частыми гостями в его доме.

На первом автопортрете Уильяма Утермолена после знакомства со страшным диагнозом — человек, для которого мир стал вдруг чужим и неуправляемым. Он одинок и беспомощен, держится за стол, который стал для него якорем в безликом пространстве.

Другие портреты изображают не лица, а, скорее, маски¸ скрывающие лицо от постороннего мира, приносящего внутреннюю тревогу, волнение и страх. Вдова Уильяма Утермолена решила познакомить мир с работами своего мужа. Она участвует в организации выставок и размещении картин на сайте.

источник


Автопортреты Уильяма Утермолена, сделанные в 1967-2000 годы. Диагноз «болезнь Альцгеймера» был поставлен мастеру в 1995 году

Учёные из Университета Ливерпуля уверены, что картины некоторых мастеров художественного искусства — это не просто шедевры живописи, но ещё и истории болезней. С годами стиль художников меняется. Особенно сильно он меняется у тех, кому поставили диагнозы «болезнь Альцгеймера» и «болезнь Паркинсона». Эти едва уловимые изменения стиля — признак деменции, то есть нейродегенеративных заболеваний (НДЗ), именуемых старческим слабоумием.

По мнению учёных, определённые изменения в стиле художественного письма поддаются формализации. Таким образом, людей с НДЗ можно выявлять по изменению их рисунков со временем. Точно так же, как сейчас больных выявляют по изменениям в речи (см. анализ возрастной деградации в речи президента Рональда Рейгана, который страдал старческим слабоумием, как и некоторые другие возрастные политики).

Болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, а также десяток других нейродегенративных заболеваний — бич современной эпохи, когда современная медицина десятилетиями поддерживает жизнь в стареющих гражданах. Но врачи пока не научились обращать вспять прогрессирующую гибель нервных клеток в старости, которая ведёт к различным неврологическим симптомам.

Как правило, первые симптомы болезни Альцгеймера проявляются после 65 лет. Начинается всё с лёгких когнитивных нарушений: это забывчивость, затруднение в определении времени, ухудшение социальной и профессиональной деятельности, эгоцентризм, субдепрессивные реакции на собственную несостоятельность, бредовые расстройства и т.д. На первом этапе больные ещё пытаются как-то скорректировать собственное поведение, но затем их состояние ухудшается. Явно выражается снижение уровня суждений, замедляется речь, интересы больных ограничиваются. В конце концов, наступает полный распад памяти и распад речи.

Болезнь Альцгеймера (60-70% случаев деменции) впервые описана в 1906 году, но с повышением средней продолжительности жизни выявляемость и количество пострадавших стремительно растёт. В 2015 году примерно 47,5 млн человек в мире страдали от деменции.

Лечения не существует, хотя известны определённые генетические факторы, связанные с болезнью, так что остаётся надежда на поиск лекарства.

Учёные из Университета Ливерпуля провели фрактальный анализ неврологических изменений в технике письма семи художников. Впрочем, на примере некоторых художников сделанный ими вывод очевиден без всякого фрактального анализа. Достаточно посмотреть на картины. Например, см. выше автопортреты Уильяма Утермолена, сделанные в 1967-2000 годы. Диагноз «болезнь Альцгеймера» был поставлен мастеру в 1995 году.

Уильям Утермолен — один из нескольких художников, которым не посчастливилось столкнуться с НДЗ. Учёные взяли для анализа картины четырёх знаменитостей с таким диагнозом: Сальвадор Дали, Джеймс Брукс, Норваль Мориссо и Виллем де Кунинг.


Картины Джеймса Брукса «Сомнение» (1950) и «Неназванное» (1978)

Также был проведён анализ трёх здоровых художников: Пабло Пикассо, Клода Моне и Марка Шагала, для сравнения. Был проведён фрактальный анализ возрастных изменений в мазках кистью у художников, страдающих от НДЗ, по сравнению с возрастными изменениями в мазках здоровых художников. Учёные выявили не только определяющую разницу в их стиле, но и некоторые признаки, которые могут служить ранними индикаторами НДЗ.

Всего для исследования взяли 2092 работы семи художников. Фрактальный анализ выявил сложные геометрические формы мазков каждого из них. Это своеобразные «отпечатки», позволяющие уверенно идентифицировать конкретного художника. Фрактальный анализ мазков кистью и раньше использовали для определения подлинности картин.

Читайте также:  Болезнь альцгеймера у умных людей

Результат исследования показан на иллюстрации. Слева — возрастные изменения фрактального измерения мазков у здоровых художников (контрольная группа). В центре — изменение фрактального измерения с возрастом у художников, страдавших от болезни Альцгеймера (Джеймс Брукс, Виллем де Кунинг). Справа — изменение фрактального измерения с возрастом у художников, страдавших от болезни Паркинсона (Сальвадор Дали, Норваль Мориссо).

Изменения под влиянием болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера чётко прослеживаются с возрастом, причём они были видны задолго до того, как у художников реально диагностировали нейродегенеративные заболевания.

У обычного человека начинает ухудшаться память и замедляться речь, а у художника задолго до этого слегка начинаются изменяться мазки кистью. Для этих талантов живопись — это своеобразное средство выражения, это их речь. Вот почему изменения в деятельности мозга в первую очередь проявляются именно на картинах.

Если верить графикам, то предсказать наступление старческой болезни Альцгеймера у художников можно чуть ли не в 30-40 лет.

Возможно, фрактальный анализ позволит определить признаки болезни Альцгеймера у некоторых современных художников, которые могли и не подозревать, что первые симптому старческого слабоумия у них скоро появятся. Так они смогут подготовиться к неизбежным последствиям.

Будем надеяться, что наука позволит автоматически выявлять признаки старческого слабоумия в других данных — в паттернах исходного кода, в художественных текстах, в скорости набора на клавиатуре и т.д. Тогда программу для мониторинга можно установить на компьютере, работать в прежнем режиме и просто ждать информационного сообщения.

Научная статья опубликована в декабре 2016 года в журнале Neuropsychology (doi:10.1037/neu0000303).

источник

  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку «Обновить
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Музыкальный плеер
  • Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам

  • Изобразительное искусство (1007)
  • скульптура (20)
  • живопись (243)
  • Современная живопись (733)
  • Её величество ЖЕНЩИНА (210)
  • Природа (98)
  • События в мире (88)
  • Отцы и дети (72)
  • Моё видео (22)
  • О возрасте (14)
  • (1)
  • «Красота спасёт мир» (395)
  • «Юлькины рассказы» (18)
  • Весёлые картинки (31)
  • видео моих друзей (66)
  • Всё о детях (249)
  • Всё о животных (389)
  • еврейская тема (248)
  • ЖЗЛ (152)
  • Здоровье (147)
  • Израиль (242)
  • Интересно и необычно (263)
  • Искусство (971)
  • женщина в мире искусства (126)
  • балет (93)
  • кино (105)
  • кумиры (339)
  • театр (34)
  • эстрада (19)
  • История (179)
  • Кулинарные рецепты (381)
  • Ликбез для «чайников» (288)
  • литература (382)
  • писатели-юмористы (62)
  • Аудиокниги (8)
  • личное (156)
  • Мой город (16)
  • Мужчина и женщина (282)
  • Музыка (2093)
  • Аудиоальбомы (256)
  • Авторская песня, барды (32)
  • Видеоальбомы (1037)
  • Кумиры (369)
  • Мысли,мысли,мысли (321)
  • Открытки (12)
  • Подводный мир (11)
  • Поэзия (836)
  • Всё о любви (106)
  • еврейская тематика (8)
  • Стихи Ирочки Марковой (69)
  • Эпиграммы (1)
  • Юмор (37)
  • Приветствия (152)
  • Прикладное искусство (163)
  • куклы (52)
  • народное творчество (6)
  • народные промыслы (2)
  • разное (313)
  • рамочки и фоны (24)
  • Рукоделие (13)
  • Рукоделие (4)
  • слова и выражения (20)
  • смайлики (13)
  • Страны,города,архитектура,традиции (627)
  • Путешествия (36)
  • схемы (9)
  • Украина (104)
  • Фотоискусство (857)
  • Мои фото (163)
  • Фото дня (31)
  • Старые фото (история) (12)
  • Фото моих друзей (109)
  • Художественное стекло (16)
  • цветы с кодами (10)
  • Экстремалы (7)
  • Юмор (797)
  • литература (33)

Пошаговое обучение Фотошопу Теоретически уроки Основные форматы файлов растровых изобра.

«В свете есть такое диво. » — Долина желтого дракона. В Китае на северо-.

Панорамное фото Панорамное фото Ниагарского водопада с канадской стороны из наших фото

А здесь. ЖИВУТ МОИ СТИХИ. . Елена Касьян. Скорбим. Здравствуй, моя девочка, здравствуй, .

Xудожник из Санкт-Петербурга — Артём Чебохa .

«Будете жить не долго и не очень счастливо», — признались врачи художнику Уильяму Утермолену. Диагноз был неутешительным и однозначным: болезнь Альцгеймера.

Болезнь Альцгеймера врачи зовут «эпидемией XXI века». Это заболевание вызывает дегенерацию нервных клеток в части мозга, которая отвечает за обработку информации. Последствия Альцгеймера необратимы, и с годами состояние больного только ухудшается. Происходит постепенная потеря памяти, утрачиваются даже самые простые навыки: человек не может ни стоять, ни сидеть, а что уж говорить о рисовании.

Уильям Утермолен (William Utermohlen) прожил не такую уж короткую жизнь и умер в 2007 году в возрасте 74 лет. Но какая это была жизнь. Казалось, что она не принесет американскому художнику ничего необычного и уж тем более трагичного. Он рисовал, даже выставлялся в галереях, хотя славы великого живописца так и не сыскал. А потом Утермолен и сам не помнил, когда в его душе поселилась тревога. Он чувствовал, что с ним что-то не так. Что-то неладное творилось с его памятью: он забывал сначала мелкие детали, а затем и значимые события становились весьма расплывчатыми и запросто могли исчезнуть из памяти. Но действительно страшно стало тогда, когда руки, его главный рабочий инструмент, периодически стали отказываться слушать своего хозяина.

Уильям Утермолен прекрасно знал, чем для него закончится эта болезнь. И он стал рисовать отчаянно и усердно. В период с 1996 по 2000 года Утермолен создал серию автопортретов, в которых отражена, кажется, вся суть Альцгеймера. Похоже, что он пытался исцелиться посредством своего творчества, убеждая себя:

«Я помню свое лицо, ты не сможешь забрать его у меня!»

источник

Уильям Утермолен (William Utermohlen) прожил не такую уж короткую жизнь и умер в 2007 году в возрасте 74 лет. Но какая это была жизнь… Казалось, что она не принесет американскому художнику ничего необычного и уж тем более трагичного. Он рисовал, даже выставлялся в галереях, хотя славы великого живописца так и не сыскал. А потом Утермолен и сам не помнил, когда в его душе поселилась тревога. Он чувствовал, что с ним что-то не так. Что-то неладное творилось с его памятью: он забывал сначала мелкие детали, а затем и значимые события становились весьма расплывчатыми и запросто могли исчезнуть из памяти. Но действительно страшно стало тогда, когда руки, его главный рабочий инструмент , периодически стали отказываться слушать своего хозяина.

Диагноз, поставленный Утермолену в 1995 году, хотя и был ожидаемым, прозвучал как приговор . Болезнь Альцгеймера поселилась у него в голове, с каждым днем завоевывая все большую часть сознания.

Болезнь Альцгеймера врачи зовут « эпидемией XXI века». Это заболевание вызывает дегенерацию нервных клеток в части мозга, которая отвечает за обработку информации. Последствия Альцгеймера необратимы, и с годами состояние больного только ухудшается. Происходит постепенная потеря памяти, утрачиваются даже самые простые навыки: человек не может ни стоять, ни сидеть, а что уж говорить о рисовании…

Уильям Утермолен прекрасно знал, чем для него закончится эта болезнь. И он стал рисовать отчаянно и усердно. В период с 1996 по 2000 года Утермолен создал серию автопортретов, в которых отражена, кажется, вся суть Альцгеймера. Похоже, что он пытался исцелиться посредством своего творчества, убеждая себя: «Я помню свое лицо, ты не сможешь забрать его у меня!»

С каждым днем действительность все больше ускользала от художника, но он упорно продолжал сопротивляться и переносить ее на бумагу. На помощь приходила сиделка Утермолена , которая смешивала краски и фотографировала эскизы. Она была первым зрителем и ценителем картин Уильяма, которые стали заключительной серией в его творчестве.

Рисование было своего рода терапией для увядающего разума Уильяма Утермолена. Впоследствии эта терапия оказалась достаточно серьезным материалом для врачей, занимающихся болезнью Альцгеймера.

«В работах Уильяма можно увидеть, как он пытается ощутить действительность и понять происходящие изменения, а еще можно заметить его страх и отчаяние», — говорит жена Утермолена .

Через несколько лет болезнь победила и забрала у художника все, даже его собственное лицо. Он «таял» в жизни и на картинах, а в 2000 году Уильям Утермолен нарисовал свой последний автопортрет, в котором едва ли можно различить его черты. Тогда, в 2000 году, умерло не только творчество неутомимого творца, умер и сам он, хотя фактически прожил еще 7 лет.

В 2007 году художника не стало, но он до сих пор живет в своих «автопортретах Альцгеймера». Все картины жена Уильяма передала в британскую Ассоциацию болезни Альцгеймера, они оформлены в экспозицию и путешествуют по странам, напоминая зрителям о том, что высшая ценность — это жизнь.

Работы, которые Уильям Утермолен создал во время болезни, принесли ему мировую известность и узнаваемы больше его остального творческого наследия. А ведь на создание других картин, отличающихся своеобразием и глубоким смыслом, он потратил всю жизнь, и именно на них запечатлено становление художника.

«Данте» — первая серьезная серия работ художника, изображающая живописный ад итальянского средневекового поэта Данте Алигьери. Эти картины Утермолен рисовал во время расцвета поп-арта, в котором не находил ничего для себя. Он не хотел простых и понятных линий на бумаге, не желал изображать продукты потребления, а предпочитал наполнять свои работы образами и романтичными фантазиями. Утермолен чувствовал себя аутсайдером в художественном мире, поскольку рисовал всегда то, что ему хотелось.

Художник болезненно реагировал на войну во Вьетнаме. Казалось, что он был одержим этой войной. Еще бы, о ней твердили со всех сторон. СМИ выдавали сумасшедшие потоки информации, в том числе и сообщения о студенческих антивоенных маршах в Америке и Англии. Им-то художник и посвятил картины серии «Парад актеров ». Цикл «Вьетнам» — продолжение темы, начатой в предыдущих работах. В этих картинах Утермолен объединил солдат и живую природу.

В 1989 году художник впервые почувствовал начавшиеся необратимые изменения в себе, но продолжал рисовать в основном друзей, которые были частыми гостями в его доме.

На первом автопортрете Уильяма Утермолена после знакомства со страшным диагнозом — человек, для которого мир стал вдруг чужим и неуправляемым. Он одинок и беспомощен, держится за стол, который стал для него якорем в безликом пространстве.

Другие портреты изображают не лица, а, скорее, маски¸ скрывающие лицо от постороннего мира, приносящего внутреннюю тревогу, волнение и страх. Вдова Уильяма Утермолена решила познакомить мир с работами своего мужа. Она участвует в организации выставок и размещении картин на сайте.

Автор: Вера Волкова

Источник
Метки: искусство, исследование, медицина, наука, психика, психология, психотерапия

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

источник

Пост состоит из двух частей. Последние исследования с рекомендациями врачей и грустная галерея портретов художника, как пример развития этой безжалостной болезни.


Ученые подсчитали, что более 80 миллионов людей будут иметь слабоумие к 2040 году, что может стать существенным бременем для семей. Считается, что изменение образа жизни, а точнее, питания, может играть определенную роль в защите участков мозга, отвечающих за память.

Число людей, страдающих от деменции и болезни Альцгеймера, продолжает регулярно и устойчиво расти. Ученые ищут способы снизить риск заболевания этой ужасной возрастной болезнью.

Они установили, что употребление рыбы любого вида минимум 1 раз в неделю улучшает здоровье головного мозга. Приготовленная на гриле или жареная рыба увеличивает объем серого вещества.

Люди давно заметили, что рыба способствует здоровью мозга, но связывали это с омегой-3, которая, как известно есть и в орехах, и в молоке. Теперь ученые говорят, что главным продуктом, который поможет сохранить мозги человеку – является рыба. Независимо от вида и жирности. Только жаренные рыбные палочки не в счет.

В ходе исследования, люди, которые ели печёную рыбу не реже одного раза в неделю имели большее количество серого вещества в областях мозга, отвечающих за память и обучение. Кроме того, риск развития болезни Альцгеймера у таких людей, в течение пятилетнего периода был ниже в пять раз.

А что такое болезнь Альцгеймера, я могу показать.
Английский художник Уильям Утермолен (William Utermohlen) страдал болезнью Альцгеймера. Тяжелый диагноз ему поставили в 1995, а умер он в 2007.

Отчаяние. Автопортрет Уильяма Утермолена за 1996 год

В течение болезни он создал серию автопортретов, наглядно демонстрирующих увядание его разума. Рисовал Уильям до того момента, пока уже не мог вспомнить свое лицо.

Вдова художника Патриция, которая, несмотря на свой преклонный возраст, до сих пор преподает историю искусств, говорит, что симптомы болезни были заметны задолго до официального «приговора».

Один год с болезнью Альцгеймера (1996)

Но сдаваться было не в характере ее супруга, и он до последнего держался, продолжая рисовать каждый день, когда чувствовал в себе силы поднять руку с кисточкой, карандашом или пастелью, и подойти к мольберту.
Она объясняет в чем сила этих работ: “В работах Уильяма можно видеть, как он пытается понять происходящие в себе изменения, его страх и отчаяние.”

Страшно видеть, как человек на картинах буквально тает вслед за самим автором.

Автопортреты Уильяма Утермолена (William Utermohlen) за 1997 год

Утермолена очень поддерживали врачи, под наблюдением которых он находился до самой смерти, а также сиделка, первый зритель «автопортретов Альцгеймера», а иногда и помощник, ассистент художника. Благодаря ей сохранились фотографии набросков и эскизов, самых удачных и неудачных рисунков, созданных в период прогрессирования деменции.

Все работы последнего арт-проекта художника являются уникальными художественными, медицинскими и психологическими документами. Они показывают, с какой настойчивостью и находчивостью художник адаптирует свой стиль и технику живописи к растущей ограниченности восприятия действительности и потере двигательных навыков.

А также свидетельствуют о том, что арт-терапия это не только способ успокоиться, но и мощный инструмент в борьбе с заболеваниями, подобными Альцгеймеру.

Автопортрет Уильяма Утермолена (William Utermohlen) за 1998 год

Альцгеймер прогрессирует. Последние автопортреты Уильяма Утермолена (1999-2000)

Автопортреты до и после Альцгеймера, последний арт-проект Уильяма Утермолена (William Utermohlen), оформлены в отдельную экспозицию, которую уже видели тысячи людей, десятки стран и сотни городов. И вряд ли найдется хоть один человек, кого бы они оставили равнодушным.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *